Технология и свойства порошковых материалов
Описание: Обеспечиваются знания основных направлений развития порошковой металлургии, аналогов и конкурентов технологии порошковой металлургии; взаимосвязи структуры и свойств спеченных и композиционных материалов, а также способов их направленного регулирования; методов и технологических аспектов процессов получения спеченных и композиционных материалов; устройств, принципов действия и эксплуатации машин и оборудования по основным переделам производства.
Количество кредитов: 8
Пререквизиты:
- Физика металлов и металловедение
- Физика металлов и металловедение
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 30 |
| Практические работы | |
| Лабораторные работы | 45 |
| СРОП | 45 |
| СРО | 120 |
| курсовая работа | |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Экзамен письменно |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью дисциплины является изучение теоретических основ получения спеченных и композиционных материалов и изделий на их основе, выработка навыков самостоятельной профессиональной деятельности в области материаловедения спеченных и композиционных материалов, изготовленных методом порошковой металлургии.
Задача
- Задачи изучения дисциплины заключаются в знании основных направлений развития порошковой металлургии, аналогов и конкурентов технологии порошковой металлургии; взаимосвязи структуры и свойств спеченных и композиционных материалов, а также способов их направленного регулирования; методов и технологических аспектов процессов получения спеченных и композиционных материалов, включая подготовку шихты, формование, спекание изделий на основе порошков; устройств, принципов действия и эксплуатации машин и оборудования по основным переделам производства.
Результат обучения: знание и понимание
- Студент должен иметь представление об основных научно-технических проблемах и перспективах развития металловедения, в том числе и порошковой металлургии. Данные представления выпускника должны быть сформированы в свете мировых тенденций научно-технического прогресса в металлургии, использующих порошковые и композиционные материалы и изделия из них.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Полученные знания должны быть применены при разработке технологических схем; обосновании и выборе способа производства, исходных сырьевых материалов; при расчете условий получения порошков спеченных и композиционных материалов; при подготовке исходных порошков и материалов к процессам формования и спекания; при определении свойств получаемых порошков спеченных и композиционных материалов и изделий на их основе; при выборе режимов формования и спекания.
Результат обучения: формирование суждений
- Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать теоретические и технологические положения порошковой металлургии, выбирать наиболее эффективные методы и способы выполнения профессиональных задач.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллективом, руководством. Уметь слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
Методы преподавания
-проблемно- ориентированное обучение;
- технология учебно-исследовательской деятельности
-учебные дебаты, дискуссии
- дистанционные образовательные технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Индивидуальные задания | 0-100 |
| Сдача лекционного материала | ||
| Реферат по заданной теме | ||
| Тестирование | ||
| 2 рейтинг | Индивидуальные задания | 0-100 |
| Сдача лекционного материала | ||
| Реферат по заданной теме | ||
| Тестирование | ||
| Итоговый контроль | экзамен, курсовая работа | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1 Введение
- 2 Методы получения порошков
- 3 Диспергирование расплавов
- 4 Физико-химические методы получения порошков
- 5 Получение порошков термической диссоциацией карбонилов
- 6 Свойства металлических порошков
- 7 Формование порошков
- 8 Холодное формование порошков в жестких формах
- 9 Горячее формование порошков
- 10 Изостатические методы формования
- 11 Спекание порошков
- 12 Формирование структуры и свойства порошковых материалов
Основная литература
- 1. Никифорова, Э. М. Теоретические основы, технология получения и свойства порошковых материалов : курс лекций / Э. М. Никифорова, О. А. Артемьева, А. Г. Верхотуров. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 300 с. 2. Никифорова, Э. М. Теоретические основы, технология получения и свойства порошковых материалов : лаб. практикум / Э. М. Никифорова, Е. Д. Кравцова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 87 с. 3. Теоретические основы, технология получения и свойства порошковых материалов : метод. указания по самостоятельной работе / сост. Э. М. Никифорова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 55 с. 4. Теоретические основы, технология получения и свойства порошковых материалов : метод. указания к курсовой работе / сост. Э. М. Никифорова. – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – 24 с. 5. Шатт, В. Порошковая металлургия. Спеченные и композиционные материалы / В. Шатт. – М. : Металлургия, 1999. – 519 с. 6. Либенсон, Г. А. Процессы порошковой металлургии : учеб. для вузов : в 2 т. / Г. А. Либенсон, В. Ю. Лопатин, Г. В. Комарницкий. – М. : МИСиС, 2001. – 686 с.