Физика металлов и металловедение

Абдулина Сауле Амангельдыевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина «Физика металлов и металловедение» посвящена теоретической подготовке в области физики и физических свойств металлов для обеспечения изменения их свойств в заданном направлении, то есть изучению современной теории атома, кристаллической структуры идеальных и реальных кристаллов, теории дислокаций, закономерностей взаимодействия между компонентами в сплавах и вопросов фазового равновесия в различных системах, а также технологии термической обработки черных и цветных металлов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Физика
  • Физика. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен.

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • - ознакомление студентов с основами физики металлов; - приобретение навыков анализа и прогноза зависимости физических свойств металлов и сплавов от микроструктуры, состава, плотности дефектов кристаллической решетки, положения в периодической таблице элементов, фазового состояния и температуры.
Задача
  • изучение современных представлений об особенностях металлической связи и закономерностей формирования структуры и свойств в различных металлических системах; - формирование умения выбирать метод исследования для изучения фазовых превращений в сталях и сплавах; - изучение теории и практики различных способов упрочнения металлов, обеспечивающих высокую надежность и долговечность деталей машин и инструмента.
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате изучения дисциплины студент должен знать и понимать: - механизмы пластической деформации и механические свойства металлов; - влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла; - физическую сущность явлений, происходящих в металлах в условиях производства и эксплуатации, их взаимосвязь со свойствами, основные свойства металлов и сплавов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате обучения студенты могут применять приобретенные знания при чтении диаграмм состояния металлов и сплавов; определении фаз в металлах и сплавах; проведении термической обработке металлов и определении механических свойств; выборе конструкционных материалов по маркам металлов и сплавов.
Результат обучения: формирование суждений
  • В результате обучения у студентов формируются устойчивые понятия об основных теоретических закономерностях протекания технологических процессов, о применении теоретических знаний для решения профессиональных задач.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • В результате обучения развиваются коммуникативные способности, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • В результате обучения студенты приобретают навыки грамотно использовать приобретенные базовые знания при решении практических задач в области металловедения; при выборе режима термической обработки для получения необходимой структуры и свойств стали и сплавов.
Методы преподавания

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии интерактивного обучения.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Задание 1 0-100
Задание 2
Тестовый контроль 1
Коллоквиум
2  рейтинг Задание 3 0-100
Задание 4
Тестовый контроль 2
Коллоквиум
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Индивидуальные задания представлено логичное содержание; отражена актуальность рассматриваемой темы, верно определены основные категории; в заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы представлено логичное содержание; раскрыта актуальность темы; имеются незначительные ошибки и недочеты по изученному материалу; в заключении сформулированы общие выводы представлено логичное содержание; актуальность темы раскрыта не полностью; теоретический анализ дан описательно, студент не отразил собственной позиции по отношению к рассматриваемым материалам; не сформулированы выводы не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; отказ студента от ответа
Устные ответы по контрольным вопросам демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно поддерживать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами в ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в курс
  • Классификация металлов
  • Атомно-кристаллическое строение металлов
  • Строение сплавов
  • Диффузия в металлах и сплавах
  • Кристаллизация
  • Деформация металлов
  • Диаграммы состояния
  • Железо и его сплавы
  • Свойства материалов и методы их испытаний
  • Термическая обработка металлов и сплавов
  • Химико-термическая обработка стали: цементация, азотирование, нитроцементация и диффузионная металлизация
  • Углеродистые стали
  • Чугуны
  • Цветные металлы и сплавы на их основе
Основная литература
  • Шепелевич В.Г. Физика металлов и металловедение : лабораторный практикум. Учебное пособие / Шепелевич В.Г.. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 166 c.
  • Ливанов Д.В. Физика металлов : учебник для вузов / Ливанов Д.В.. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2006. — 280 c.
  • Панов Д.О. Физика металлов : учебное пособие / Панов Д.О., Коковякина С.А.. — Пермь : Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2013. — 94 c.
  • Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка. – М.: Металлургия, 1986. 360с.
  • Гуляев А.П. Металловедение. – М.: Металлургия, 1986. 544с.
  • Уманский Я.С., Скаков Ю.А. Физика металлов. Атомное строение металлов и сплавов: Учебник для вузов. - М.: Атомиздат, 1978. 352 с.
Дополнительная литература
  • Новиков И.И. Теория термической обработки металлов – М.: Металлургия, 1991. 400с.
  • Лахтин Ю.М. Основы металловедения. М., Металлургия, 1988. 320с.
  • Артикайн П.А. Металловедение. – М.: Металлургия, 1972. 256 с.
  • Колачев Б.А., Габидулин Р.М., Пигузов Ю.В. Технология термической обработки цветных металлов и сплавов - М.: Металлургия, 1980. 280с.
  • Материаловедение и технология металлов : учебник для вузов / Г. П. Фетисов, М. Г. Карпман, В. М. Матюнин и др.; Под ред. Г.П.Фетисова. -3-е изд., испр. и доп. -М.: Высшая школа, 2005. 863с.
  • Ким, В.А. Физические свойства материалов : учебное пособие для вузов / В.А. Ким. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.техн.ун-та, 2006. 155с.