Стандартизация, метрология и управление качеством
Описание: Изучение принципов стандартизации, ее роли в народном хозяйстве; вопросов, решаемых сертификацией, качества сертифицированной продукции; вопросов обеспечения единства измерений, обеспечение соблюдения требований метрологии.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Математика 1
- Математика 1
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Целью освоения дисциплины стандартизация, метрология и управление качеством является умение использовать полученные знания в трудовой деятельности и повседневной жизни в области сертификации продукции, обеспечения единства измерений.
Задача
- Основной задачей освоения дисциплины "Стандартизация, метрология и управление качеством" является приобретение профессиональных компетенций, позволяющих шире использовать методы обеспечения высокого качества продукции, работ и услуг, основанных на принципах стандартизации, метрологии и управления качеством продукции.
Результат обучения: знание и понимание
- Дисциплина «Стандартизация, метрология и управление качеством» содержит углубленный материал по вопросам стандартизации, сертификации, метрологии и системам менеджмента качества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Знание курса «Стандартизация, метрология и управление качеством» необходимо для использования Международной системы единиц СИ и рекомендации СИ в практике технических расчетов, а также умение выполнять оценку погрешностей при технических и точных измерениях.
Результат обучения: формирование суждений
- Студенты должны разбираться в международной, государственной стандартизации и сертификации.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь организовать работу на предприятии по внедрению стандартов в производство, знать критерии сертификации продукции.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Изучение дисциплины дает возможность для изучения других предметов промышленности.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование лекционных материалов и материалов для проведения практических занятий, методологии проведения расчетов по определению погрешности измерений.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Практическая работа 1 | 0-100 |
| Практическая работа 2 | ||
| Тест | ||
| 2 рейтинг | Практическая работа 3 | 0-100 |
| Практическая работа 4 | ||
| Тест | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Опрос пройденного материала. | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
| Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Вводная лекция
- Цели, задачи, принципы и функции стандартизации
- Государственная стандартизация Республики Казахстан
- Международное сотрудничество в области стандартизации
- Государственная система обеспечения единства и достоверности измерений
- Предмет и задачи метрологии
- Системы физических величин и их единицы
- Измерения
- Средства измерений
- Теория погрешности и обработка результатов измерений
- Международное сотрудничество в области метрологии
- Сертификация, ее цели и задачи
- Правовые основы сертификации в республике Казахстан
- Международная сертификация
- Управление качеством продукции
Основная литература
- 1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. И.М. Лифиц. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 330 c. 2. Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. О.П. Яблонский, В.А. Иванова. - Ростов н\/Д: Феникс, 2004. - 443 с. 3. Клевлеев В.М. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. В.М. Клевлеев, И.А.Кузнецова, Ю.П.Попов. - М.: Форум-ИНФРА-М, 2004. - 255 c. 4. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. Ю.И. Борисов [и др.] ; под ред. А. С. Сигова. - М.: Форум-ИНФРА-М, 2005. - 335 с. 5. Баранникова И.В. Метрология, стандартизация, сертификация в АСУ [Текст]: пособ. по выполн. практ. работ. И.В. Баранникова, А.В. Ландер. - М.: МГГУ, 2009. - 63 с.
Дополнительная литература
- 1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии: Учебник / Г.Д. Крылова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 711 c. 2. Основы стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества: учеб. пособие / М.М. Мырзыбай, О.П. Ивлева, В.П. Бутеева и др. - Алматы: Казахстанская ассоциация маркетинга, 2003. - 563 c. 3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Никифоров, Т. А. Бакиев. - М.: Высш. шк., 2002. - 422 с. 4. Бисерова В. А. Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций / В.А. Бисерова, Н.В. Демидова, А.С. Якорева. - М.: ЭКСМО, 2007. - 157 с. 5. Чижикова Т.В. Стандартизация, сертификация и метрология. Основы взаимозаменяемости: Учеб. пособие / Т.В. Чижикова. - М.: КолосС, 2004. - 239 c.