Стандартизация, метрология и управление качеством

Жумаканов Ардагер Ертаргынович

Портфолио преподавателя

Описание: Изучение принципов стандартизации, ее роли в народном хозяйстве; вопросов, решаемых сертификацией, качества сертифицированной продукции; вопросов обеспечения единства измерений, обеспечение соблюдения требований метрологии.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Математика 1
  • Математика 1

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью освоения дисциплины стандартизация, метрология и управление качеством является умение использовать полученные знания в трудовой деятельности и повседневной жизни в области сертификации продукции, обеспечения единства измерений.
Задача
  • Основной задачей освоения дисциплины "Стандартизация, метрология и управление качеством" является приобретение профессиональных компетенций, позволяющих шире использовать методы обеспечения высокого качества продукции, работ и услуг, основанных на принципах стандартизации, метрологии и управления качеством продукции.
Результат обучения: знание и понимание
  • Дисциплина «Стандартизация, метрология и управление качеством» содержит углубленный материал по вопросам стандартизации, сертификации, метрологии и системам менеджмента качества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Знание курса «Стандартизация, метрология и управление качеством» необходимо для использования Международной системы единиц СИ и рекомендации СИ в практике технических расчетов, а также умение выполнять оценку погрешностей при технических и точных измерениях.
Результат обучения: формирование суждений
  • Студенты должны разбираться в международной, государственной стандартизации и сертификации.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь организовать работу на предприятии по внедрению стандартов в производство, знать критерии сертификации продукции.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Изучение дисциплины дает возможность для изучения других предметов промышленности.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование лекционных материалов и материалов для проведения практических занятий, методологии проведения расчетов по определению погрешности измерений.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа 1 0-100
Практическая работа 2
Тест
2  рейтинг Практическая работа 3 0-100
Практическая работа 4
Тест
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Опрос пройденного материала. демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Вводная лекция
  • Цели, задачи, принципы и функции стандартизации
  • Государственная стандартизация Республики Казахстан
  • Международное сотрудничество в области стандартизации
  • Государственная система обеспечения единства и достоверности измерений
  • Предмет и задачи метрологии
  • Системы физических величин и их единицы
  • Измерения
  • Средства измерений
  • Теория погрешности и обработка результатов измерений
  • Международное сотрудничество в области метрологии
  • Сертификация, ее цели и задачи
  • Правовые основы сертификации в республике Казахстан
  • Международная сертификация
  • Управление качеством продукции
Основная литература
  • 1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. И.М. Лифиц. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 330 c. 2. Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. О.П. Яблонский, В.А. Иванова. - Ростов н\/Д: Феникс, 2004. - 443 с. 3. Клевлеев В.М. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. В.М. Клевлеев, И.А.Кузнецова, Ю.П.Попов. - М.: Форум-ИНФРА-М, 2004. - 255 c. 4. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. Ю.И. Борисов [и др.] ; под ред. А. С. Сигова. - М.: Форум-ИНФРА-М, 2005. - 335 с. 5. Баранникова И.В. Метрология, стандартизация, сертификация в АСУ [Текст]: пособ. по выполн. практ. работ. И.В. Баранникова, А.В. Ландер. - М.: МГГУ, 2009. - 63 с.
Дополнительная литература
  • 1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии: Учебник / Г.Д. Крылова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 711 c. 2. Основы стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества: учеб. пособие / М.М. Мырзыбай, О.П. Ивлева, В.П. Бутеева и др. - Алматы: Казахстанская ассоциация маркетинга, 2003. - 563 c. 3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Никифоров, Т. А. Бакиев. - М.: Высш. шк., 2002. - 422 с. 4. Бисерова В. А. Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций / В.А. Бисерова, Н.В. Демидова, А.С. Якорева. - М.: ЭКСМО, 2007. - 157 с. 5. Чижикова Т.В. Стандартизация, сертификация и метрология. Основы взаимозаменяемости: Учеб. пособие / Т.В. Чижикова. - М.: КолосС, 2004. - 239 c.