Стандартизация, метрология и управление качеством

Жумаканов Ардагер Ертаргынович

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Изучение принципов стандартизации, ее роли в народном хозяйстве; вопросов, решаемых сертификацией, качества сертифицированной продукции; вопросов обеспечения единства измерений, обеспечение соблюдения требований метрологии.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Математика 1
  • Математика 1

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Письменный экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью освоения дисциплины стандартизация, метрология и управление качеством является умение использовать полученные знания в трудовой деятельности и повседневной жизни в области сертификации продукции, обеспечения единства измерений.
Задача
  • Основной задачей освоения дисциплины "Стандартизация, метрология и управление качеством" является приобретение профессиональных компетенций, позволяющих шире использовать методы обеспечения высокого качества продукции, работ и услуг, основанных на принципах стандартизации, метрологии и управления качеством продукции.
Результат обучения: знание и понимание
  • Дисциплина «Стандартизация, метрология и управление качеством» содержит углубленный материал по вопросам стандартизации, сертификации, метрологии и системам менеджмента качества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Знание курса «Стандартизация, метрология и управление качеством» необходимо для использования Международной системы единиц СИ и рекомендации СИ в практике технических расчетов, а также умение выполнять оценку погрешностей при технических и точных измерениях.
Результат обучения: формирование суждений
  • Студенты должны разбираться в международной, государственной стандартизации и сертификации.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь организовать работу на предприятии по внедрению стандартов в производство, знать критерии сертификации продукции.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Изучение дисциплины дает возможность для изучения других предметов промышленности.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование лекционных материалов и материалов для проведения практических занятий, методологии проведения расчетов по определению погрешности измерений.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Практическая работа 1 0-100
Практическая работа 2
Тест
2  Bewertung Практическая работа 3 0-100
Практическая работа 4
Тест
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Опрос пройденного материала. демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Вводная лекция. Роль стандартизации, метрологии, технических измерений, контроля и управления качеством продукции для внедрения достижений науки и техники в производство.
  • Цели, задачи, принципы и функции стандартизации. Методы стандартизации. Объекты и область стандартизации.
  • Государственная стандартизация Республики Казахстан. Категории и виды стандартов. Краткая характеристика содержания и изложения стандартов.
  • Международное сотрудничество в области стандартизации. Международная организация по стандартизации ИСО. Международная электротехническая комиссия (МЭК).
  • Государственная система обеспечения единства и достоверности измерений. Государственный надзор и ведомственный контроль за состоянием средств измерений.
  • Предмет и задачи метрологии. Теоретические основы метрологии. Понятие о технических измерениях. Физические величины.
  • Системы физических величин и их единицы. Международная система единиц.
  • Измерения. Классификация измерений. Основные характеристики измерений.
  • Средства измерений. Метрологические характеристики средств измерений и их нормирование. Класс точности средств измерений.
  • Теория погрешности и обработка результатов измерений.
  • Международное сотрудничество в области метрологии.
  • Сертификация, ее цели и задачи. Основные термины и определения. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции.
  • Правовые основы сертификации в республике Казахстан. Закон РК «О сертификации».
  • Международная сертификация. Деятельность ИСО в области сертификации. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации.
  • Управление качеством продукции. Основные термины и определения понятий: свойства продукции, качество продукции, показатели качества продукции.
Основная литература
  • 1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. И.М. Лифиц. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 330 c. 2. Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. О.П. Яблонский, В.А. Иванова. - Ростов н\/Д: Феникс, 2004. - 443 с. 3. Клевлеев В.М. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. В.М. Клевлеев, И.А.Кузнецова, Ю.П.Попов. - М.: Форум-ИНФРА-М, 2004. - 255 c. 4. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. Ю.И. Борисов [и др.] ; под ред. А. С. Сигова. - М.: Форум-ИНФРА-М, 2005. - 335 с. 5. Баранникова И.В. Метрология, стандартизация, сертификация в АСУ [Текст]: пособ. по выполн. практ. работ. И.В. Баранникова, А.В. Ландер. - М.: МГГУ, 2009. - 63 с.
Дополнительная литература
  • 1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии: Учебник / Г.Д. Крылова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 711 c. 2. Основы стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества: учеб. пособие / М.М. Мырзыбай, О.П. Ивлева, В.П. Бутеева и др. - Алматы: Казахстанская ассоциация маркетинга, 2003. - 563 c. 3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Никифоров, Т. А. Бакиев. - М.: Высш. шк., 2002. - 422 с. 4. Бисерова В. А. Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций / В.А. Бисерова, Н.В. Демидова, А.С. Якорева. - М.: ЭКСМО, 2007. - 157 с. 5. Чижикова Т.В. Стандартизация, сертификация и метрология. Основы взаимозаменяемости: Учеб. пособие / Т.В. Чижикова. - М.: КолосС, 2004. - 239 c.