Теория гидрометаллургических процессов
Beschreibung: Дисциплина «Теория гидрометаллургических процессов» посвящена изучению типичных технологических операций, используемых в схемах гидрометаллургического производства цветных металлов, с позиции современной физической химии.
Betrag der Credits: 6
Пререквизиты:
- Химия
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 30 |
| Praktische Arbeiten | |
| Laborarbeiten | 30 |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 90 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | Экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Целью данного курса является освоение основ теории гидрометаллургических процессов, научно обоснованное управление конкретной операцией, обеспечивающее быстрое и полное завершение процесса в требуемом направлении, чтобы получить продукцию заданного качества.
Задача
- 1. 1. Рассчитывать и анализировать вероятность протекания процесса и влияние основных параметров на константу равновесия реакции; 2. Планировать и проводить экспериментальные исследования по кинетике процесса, используя математические методы планирования эксперимента и обработки полученных результатов; 3. Обсуждать полученные экспериментальные данные, обосновывать их достоверность, анализировать причины отклонения от теоретических закономерностей; 4. Предлагать механизм протекания процесса и способы его интенсификации.
Результат обучения: знание и понимание
- 1. В результате изучения дисциплины студент должен знать основные закономерности процессов выщелачивания, способы экспериментального определения природы лимитирующей стадии и интенсификации процесса; методы сорбции и экстракции, основы теории и технологии этих процессов; закономерности кристаллизации солей; методы осаждения малорастворимых соединений; методы осаждения металлов из растворов (цементация, восстановление водородом).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- 1. Приобретаемые знания и навыки помогут в практической деятельности выпускаемых бакалавров, ориентированных на производство цветных, редких и благородных металлов из различных видов минерального сырья и техногенных отходов.
Результат обучения: формирование суждений
- 1. Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать теоретические и технологические положения производства черных и цветных металлов; выбирать наиболее эффективные методы и способы выполнения профессиональных задач.
Результат обучения: коммуникативные способности
- 1. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллективом, руководством. Уметь слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- 1. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
Lehrmethoden
1) Технологии традиционной учебной деятельности (лекционно-семинарская) 2) Технологии квази-профессиональной деятельности 3) Технологии учебно-профессиональной деятельности 4) Технологии развивающего обучения 5) Технология дифференцированного обучения 6) Технология деловой игры
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Задачи, устные вопросы | 0-100 |
| Контрольные вопросы | ||
| Реферат | ||
| Тест | ||
| 2 Bewertung | Задачи, устные вопросы | 0-100 |
| Контрольные вопросы | ||
| Тест | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
| Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | Учащийся демонстрирует сильные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью, но при этом достигает несущественных ошибок, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой | Демонстрирует низкие теоретические знания, демонстрирует слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, недостаточно знает монологическую речь, терминологию, логику и последовательность изложения, достаточно ошибок, которые учитель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, демонстрирует отсутствие логичности и последовательности изложения, допускает даже ошибки, которые не получает учитель, отказывается отвечать на занятия | |
| Выполнил практическую работу в полном объеме, соблюдая необходимую последовательность действий; правильно и аккуратно выполняет в ответе все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, расчеты; правильно выполняет анализ ошибок. Отвечая на вопросы, он правильно понимает суть вопроса, точно определяет и объясняет основные понятия; сопровождает ответ новыми примерами, может применять знания в новой ситуации; может устанавливать связи между изученным и ранее изученным материалом, а также материалом, полученным при изучении других предметов. | Выполнил требования на оценку "5", но допущено 2- 3 недостатка. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к ответу на 5, но дается в новых условиях без применения знаний, без использования связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущена одна ошибка или не более двух недостатков, которые обучающийся может исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Неполное выполнение работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы. При ответе на вопросы указывает на то, что они не приобрели базовых знаний и навыков в соответствии с требованиями программы; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не могут ответить ни на один из поставленных вопросов.50%, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в процессе работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает суть вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы с усвоением вопросов курса, которые не препятствуют дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недостатков. | Неполное выполнение работы или объем выполненной части работы не позволяют сделать правильные выводы. При ответе на вопросы указывает на то, что они не приобрели базовых знаний и навыков в соответствии с требованиями программы; 3 допущено больше ошибок и недостатков, чем необходимо для оценки, или не могут ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение 1 Роль гидрометаллургических процессов среди всех металлургических процессов
- Основные виды процессов и операций применяемые при гидрометаллургической переработке сырья
- Растворы и их свойства. Растворы.Гомогенные и гетерогенные системы
- Растворение солей Физическое растворение
- Кинетика и механизм процессов выщелачивания металлов
- Кинетика и механизм процессов выщелачивания оксидов
- Кинетика и механизм процессов выщелачивания сульфидов
- Процессы кристаллизации из растворов
- Выделение металлов цементацией
- Гидрометаллургическое оборудование. Аппаратура для обезвоживания и фильтрации
- Кинетика и механизм кристаллизации из растворов. Насыщение растворов
- Основы ионообменных процессов
- Основы экстракционных вопросов
- Осаждение металлов из растворов
- ВЫДЕЛЕНИЕ МЕТАЛЛОВ ЦЕМЕНТАЦИЕЙ 11.1 Термодинамика процесса цементации
Основная литература
- 1 Набойченко С. С. Процессы и аппараты цветной металлургии. Екатеринбург, 2005.-700 с. 2 Колчин Ю.О. и др. Оборудование гидрометаллургических процессов. Расчет аппаратов гидрометаллургических процессов. Учебное пособие. -М., МИСиС, 2006.-71 с. 3 Нохрина О.И. Основы гидрометаллургии/ О.И. Нохрина. – Новокузнецк: СибГИУ, 1999. – 102 с. 4. Зеликман А.А. Теория гидрометаллургических процессов/ А.А. Зеликман, Г.М. Вольдман, Л.В. Беляевская. – М.: Металлургия, 1993. – 335 с. 5. Гасик М.И. Теория и технология производства ферросплавов/ Гасик М.И., Лякишев Н.П., Емлин Б.И. – М.: Металлургия, 1988, - 784 с. 6. ЛугановВ.А, Байконурова А.О., Сажин Е.Н., Основы гидрометаллургии,-Алматы, КазНТУ, 2005. 7. Вольдман Г.М., Зеликман А.Н., Теория гидрометаллургических процессов,-М: Интермет Инжениринг, 2003. 8 Лукашин Н.Д., Кохан Л.С., Якушев А.М. Конструкция и расчет машин и агрегатов металлургических заводов: учебник для ВУЗов. - М., ИКЦ "Академкнига", 2003. - 456 с.
Дополнительная литература
- 1. Айнштейн В.Г. и др. Общий курс процессов и аппаратов химической технологии. Учебник в 2 кн. М.: Университетская книга; Логос; Физматкнига, 2006.-888 с. 2 Набойченко С. С., Юань А. А. Расчеты гидрометаллургических процессов. М.: “МНСНС”, 1995 – 428 с. 3 Зеликман А.А. Теория гидрометаллургических процессов/ А.А. Зеликман, Г.М. Вольдман, Л.В. Беляевская. – М.: Металлургия, 1993. Набойченко С. С. Процессы и аппараты цветной металлургии. Екатеринбург, 2005.-700 с. 4 Колчин Ю.О. и др. Оборудование гидрометаллургических процессов. Расчет аппаратов гидрометаллургических процессов. Учебное пособие. -М., МИСиС, 2006.-71 с. 3.– 335 с. 5. ЛугановВ.А, Байконурова А.О., Сажин Е.Н., Основы гидрометаллургии,-Алматы, КазНТУ, 2005. 6. Вольдман Г.М., Зеликман А.Н., Теория гидрометаллургических процессов,-М: Интермет Инжениринг, 2003. 7 Лукашин Н.Д., Кохан Л.С., Якушев А.М. Конструкция и расчет машин и агрегатов металлургических заводов: учебник для ВУЗов. - М., ИКЦ "Академкнига", 2003. - 456 с. 8 Chemical Hydrometallurgy: Theory and Principles, World Scientific, 2001. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com