Котельные установки и парогенераторы
Beschreibung: Курс обеспечить студентов знаниями и навыками по принципам работы, конструкциям и расчетам котельных установок и парогенераторов с акцентом на энергоэффективность и экологические требования. Дисциплина охватывает выбор оборудования, методы повышения его эффективности, вопросы эксплуатации, техники безопасности и современные технологии автоматизации котельных систем, а также основы энергосбережения и нормативные расчёты. В результате студенты смогут анализировать и выбирать оптимальное теплотехническое оборудование, применять методы расчёта и испытаний, обеспечивать надежную эксплуатацию и модернизацию котельных установок с учетом требований энергоэффективности и безопасности.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Тепломассообмен
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 15 |
| Praktische Arbeiten | 30 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | экзамен |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Основной целью курса является изучение конструкций и характеристик, физических принципов работы котельных установок и парогенераторов, процессов газовой и рабочей средах, методик расчетов, промышленного применения котельных установок и парогенераторов.
Задача
- Овладение студентами теоретической базой по конструкции и принципу работы котельного оборудования, вспомогательного оборудования котельных и ТЭС, методами подготовки и сжигания различных видов топлива, уметь рассчитывать тепловой баланс котельного агрегата, аэродинамический и гидравлический расчет котлов.
Результат обучения: знание и понимание
- Развить профессиональные знания и практические навыки, позволяющие анализировать законы сохранения и превращения энергии, объяснять принципы работы котельных установок, а также применять методы их теплового расчёта на практике.
- Освоить методы подготовки и сжигания различных видов топлива, уметь применять знания для расчёта теплового баланса котельного агрегата, анализировать аэродинамические и гидравлические процессы в котлах и обосновывать принятые инженерные решения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять и интерпретировать знания для выполнения практических расчётов, анализировать исходные данные, оценивать полученные результаты и обосновывать технические решения.
Результат обучения: формирование суждений
- Анализировать взаимосвязь тепловых и гидродинамических процессов в котельных установках, объяснять их влияние друг на друга, применять полученные знания для оптимизации рабочих режимов и обоснования технических решений.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Обсуждать и интерпретировать особенности инновационных конструкций паровых котлов, сравнивать их с традиционными решениями, оценивать преимущества и недостатки, формулировать аргументированные выводы и предлагать улучшения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Анализировать механизмы горения топлива, объяснять основные принципы теории стабилизации горения, применять эти знания для оптимизации процессов горения и оценивать их эффективность.
Lehrmethoden
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Практическая работа №1-4 | 0-100 |
| Практическая работа № 5-8 | ||
| СРО №1-4 (на выбор 3) | ||
| СРО №5-8 (на выбор 3) | ||
| Рубежный контроль №1 | ||
| 2 Bewertung | Практическая работа №9-11 | 0-100 |
| Практическая работа № 12-15 | ||
| СРО №9-11 (на выбор 3) | ||
| СРО №12-15 (на выбор 3) | ||
| Рубежный контроль №2 | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение. Общая характеристика современных котельных установок
- Источники энергии котельных агрегатов. Материальные балансы процессов горения различных видов топлива. Материальные балансы рабочих веществ.
- Тепловой и эксергетический балансы котельного агрегата
- Сжигание газообразных топлив в топках котельных агрегатов
- Сжигание жидких топлив в котельных агрегатах
- Сжигание твердых топлив в котельных агрегатах
- Теплообмен в радиационных и конвективных поверхностях нагрева котельного агрегата
- Гидродинамика систем с естественной и принудительной циркуляцией
- Аэродинамика газовоздушного тракта котельного агрегата
- Водный режим котельной установки
- Тепловые схемы и основные элементы котельных агрегатов
- Стандартизация параметров и мощностей котельных установок. Маркировка котлов
- Конструктивные схемы паровых и водогрейных котлов. Котельные агрегаты специального назначения
- Системы топливоподачи, золо и шлкакоудаления
- Коррозия, абразивный износ, загрязнение и очистка поверхностей нагрева котельного агрегата
Основная литература
- 1. Бадмаев Ю.Ц., Хусаев Н.С., Балданов М.Б. Котельные установки и парогенераторы: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Лань, 2023. – 208 с. – ISBN 978-5-507-47032-7.
- 2. Лебедев В.М., Приходько С.В. Тепловой расчёт котельных агрегатов средней паропроизводительности: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2022. – 184 с.
- 3. Горюнова И.Ю., Похорилер В.Л. Котельные установки ПТУ и ПГУ: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2020. – 142 с. – ISBN 978-5-7996-3130-7.
- 4. Мунц В.А., Павлюк Е.Ю., Прошин А.С. Котельные установки и парогенераторы: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2020. – 160 с. – ISBN 978-5-7996-3145-1.
- 5. Карякин. Котельные установки и парогенераторы. Основы и методика теплового расчёта: учебное пособие. – 2022.
Дополнительная литература
- Липов Ю.М., Третьяков Ю.М. Котельные установки и парогенераторы - Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2003.
- Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2007 – 270 б. 2007
- Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Мысалдар мен есептер. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2008 – 206 б.