Проектирование осветительных электроустановок
Описание: Изучение дисциплины направлено на овладение знаниями и навыками проектирования современных осветительных электроустановок с учетом нормативных требований и энергоэффективности. Дисциплина охватывает принципы построения систем внутреннего и наружного освещения, методы расчета осветительных установок, выбор светильников и источников света. Рассматриваются нормативные документы, программное обеспечение для проектирования и аспекты энергосбережения. В результате изучения дисциплины студент способен выполнять расчёты и проектировать осветительные электроустановки различного назначения. Также формируются навыки анализа светотехнических решений и выбора оптимальных параметров освещения.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Теоретические основы электротехники II
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью преподавания дисциплины является профессиональная подготовка инженера-электрика в рамках данного курса дисциплины, требующая знания в области электрического освещения, видов осветительных установок, разработки светотехнического и электрического проектирования. Целью изучения дисциплины является также получения теоретической базы, необходимой для изучения других дисциплин специальности, практических навыков по проектированию электрической и светотехнической части электрического освещения, отдельных видов осветительных установок, навыков самостоятельной работы по работе с информационными материалами.
Задача
- Задачи изучения дисциплины являются в выборе типов источников света и светильников, намечаются наиболее целесообразные высоты установки светильников и их размещение, определяются качественные характеристики осветительных установок.
Результат обучения: знание и понимание
- Обучающиеся должны знать: • основные источники научно-технической информации по обоснованию требований в выборе источников света и их освещенности; • основные понятия и термины светотехники, световые единицы и величины • светотехнические характеристики осветительной арматуры, нормирование и устройство освещения, сортамент светильников • электроснабжение осветительных установок.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Навыки: • самостоятельно разбираться в нормативных методиках расчета искусственного освещения производственного помещения согласно индивидуальному заданию и применять их для одновременного выполнения установленных требований и решения поставленной задачи; • выбрать систему освещения, источник света, тип светильника для заданного участка или рабочего помещения; обосновать нормированную освещенность на рабочих местах заданного объекта; • Оценить коэффициенты отражения поверхностей в помещении (потолка, стен, пола);
Результат обучения: формирование суждений
- • выбрать систему освещения, источник света, тип светильника для заданного участка или рабочего помещения; • произвести расчет общего освещения рабочего помещения.; • информацией о технических параметрах компонентов устройств, используемых при проведении светотехнического и энергетического расчета; • навыками применения полученной информации при расчёте светотехнических параметров,обосновывать выбор источников света.
Результат обучения: коммуникативные способности
- • осуществлять поиск, анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые компоненты для обеспечения требований нормированной освещенности заданного участка.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- получения теоретической базы, необходимой для изучения других дисциплин специальности, практических навыков по проектированию электрической и светотехнической части электрического освещения, отдельных видов осветительных установок, навыков самостоятельной работы по работе с информационными материалами.
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
проблемная лекция (опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и заданий, которые надо решить)
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Конспект лекции, тема 1-7 | 0-100 |
| СРС 1 (Осветительные приборы) | ||
| СРС2 (виды ламп) | ||
| РГР1 | ||
| РГР2 | ||
| тест 1 | ||
| 2 рейтинг | Конспект лекции, тема 8-15 | 0-100 |
| СРС3 | ||
| СРС4 | ||
| РГР3 | ||
| РГР4 | ||
| тест2 | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Работа на практических занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. |
| Различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.) | владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем |
| Собеседование по контрольным вопросам | владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем |
| Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Основное соотношение светотехнических единиц
- Соотношение между силой света и светом
- Светотехнические свойства материалов
- Искусственные источники света
- Осветительные приборы
- Сортамент и типы ламп
- Прожекторы
- Выбор коэффициентов освещенности и запасов
- Расположение, высота и использование светильников
- Расчет по удельной мощности
- Определение горизонтального и вертикального освещения
- Освещение открытых пространств
- Расчет прожекторного освещения
- Освещение улиц и световое оформление города
Основная литература
- Правила устройства электроустановок. Раздел 1. Общие правила. Гл. 1.8. / . — 7-е изд. — Москва : ЭНАС, 2006. — 88 c. — ISBN 5-93196-417-7.
- Светотехника и электротехнология : учеб. пособие / Л. А. Баранов, В. А. Захаров ; Междунар. ассоц. "Агрообразование". - М. : КолосС, 2006. - 343 с. : рис., табл. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). - Библиогр.: с. 340. - ISBN 5-9532-0373-Х
- Шашлов, А. Б. Основы светотехники : учебник / А. Б. Шашлов. — Москва : Логос, 2011. — 256 c. — ISBN 978-5-98704-586-2.
- Оранский, Ю. Г. Основы светотехники : учебное пособие / Ю. Г. Оранский, Н. И. Ли, Э. А. Резванова. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 84 c. — ISBN 978-5-7882-1969-1.
- Соколовский, Э. И. Светотехника. Электрические источники света : учебное пособие / Э. И. Соколовский. — Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2013. — 136 c.
Дополнительная литература
- 1. Бондаренко С.И. Электрическое освещение. Электроснабжение промышленных предприятий: Учебн.пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000. - 52 с. 2. Справочная книга по светотехнике / под ред. Ю.Б. Айзенберга. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Знак, 2006. - 972с. 3. Грибанов А.А. Электрическое освещение//Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - 120 с. 4. Атабеков В.Б., Живов М.С. Монтаж осветительных электроустановок//М.: Высшая школа, 2004. - 380 с., ил. 5. Гречкина Т.В. Расчетный практикум для проектирования осветительных установок//Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 153 с. 6. Кладницкий Д.А., Чубатый С.И. Справочник по осветительной аппаратуре//К. : Техника, 2006г. --152 с, ил. -- Библиогр.: с. 150.