Проектирование солнечных и ветровых электростанций

Асылжанова Айгерім Бақытқызы

Портфолио преподавателя

Описание: Курс формирует у студентов способность анализировать принципы проектирования солнечных и ветровых электростанций, оценивать технико-экономические параметры и разрабатывать проектные решения, соответствующие современным стандартам и нормативным требованиям. Охватывает теоретические основы и практические навыки проектирования солнечных и ветровых электростанций, включая выбор и расчёт оборудования, разработку схем подключения, систем защиты и управления, а также технико-экономическое обоснование проектных решений. В результате студент будет способен проектировать солнечные и ветровые электростанции, включая выбор и расчёт оборудования, разработку проектной документации и технико-экономическое обоснование решений, соответствующих нормативным требованиям

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Электрические сети и системы

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
курсовой проект
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Проектирование солнечных и ветровых электростанций является развитие компетенций в области понимания режимных свойств объектов электроэнергетики и использования их при управлении, эксплуатации, проектировании установок на основе возобновляемых источников энергии.
Задача
  • -обеспечить необходимый объем знаний основных принципов проектирования, строительства и эксплуатации солнечных и ветровых электростанций; -дать информацию о составе основных сооружений и оборудования, методах расчета их параметров и режимах работы, принципах эксплуатации и основных мерах по обеспечению безопасности энергетических объектов. -научить принимать и обосновывать расчетами конкретные технические решения при последующем выборе параметров для конструирования элементов солнечных и ветровых электростанций.
Результат обучения: знание и понимание
  • - методологию изучения и методы исследования режимных свойств энергетических установок и систем; - способы и средства решения задач эксплуатации и проектирования установок на основе ВИЭ; - виды и способы планирования исследований и представления их результатов, анализа надежности и экономичности эксплуатации энергетических установок в электроэнергетической системе.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - находить решения нестандартных задач эксплуатации и проектирования; - использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии; - применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромисса при решении задач многокритериальной оптимизации; - самостоятельно решать практические задачи анализа режима работы энергетических установок в электроэнергетических системах.
Результат обучения: формирование суждений
  • - навыками самостоятельной постановки и решения задач планирования, анализа и оценки режимов работы энергетических установок; - готовностью использовать методы анализа вариантов проектирования и эксплуатации солнечных и ветровых электростанций.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Быть способным производить расчеты устойчивости и переходных режимов по электрическим схемам станций и подстанций, обосновывать выбор электроэнергетических и электротехнических проектных расчетов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • бладать готовностью к планированию и участию в проведении плановых испытаний и ремонтов оборудования станций и подстанций, монтажных, наладочных и пусковых работ, в том числе, при освоении нового оборудования и (или) технологических процессов
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить:  технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;  технологии учебно-исследовательской деятельности;  коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);  метод кейсов (анализ ситуации);  игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;  информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Темы лекционных занятий
  • Общие сведения о ресурсах невозобновляемых и возобновляемых источников энергии
  • Преобразование солнечной энергии в тепловую
  • Методы преобразования солнечной энергии в электрическую
  • Космические солнечные электростанции и методы передачи энергии от них на Землю
  • Основные принципы использования солнечной энергии для электроснабжения централизованных потребителей
  • Этапы проектирования СЭС
  • Надежность и экономичность функционирования СЭС
  • Ветроэнергетические ресурсы и их использование
  • Режимы работы ВЭС в энергосистеме и на автономного потребителя
  • Этапы проектирования ВЭУ и ВЭС
  • Особенности эксплуатации различных типов ВЭУ и ВЭС
  • Энергокомплексы на основе возобновляемых и невозобновляемых источников энергии Особенности задач проектирования и эксплуатации энергокомплексов, использующих разные виды энергоустановок нетрадиционной и возобновляемой энергетики
  • Использование энергии волн
Основная литература
  • 1. Расчет ресурсов ветровой энергетики / В.И. Виссарионов. В.А. Куз­нецова, Н.К. Малинин, Г.В. Дерюгина, Д.Э. Шван. - М: Изд-во МЭИ, 1997.-32 с. 2. Расчет ресурсов солнечной энергетики / В.И. Виссарионов, В.А. Кузнецова, Н.К. Малинин, СВ. Кривенкова. - М.: Изд-во МЭИ. 1998.-36 с. 3. Методы расчета ресурсов возобновляемых источников энергии» Учебное пособие для вузов/ В.И.Виссарионов. Г.В.Дерюгина и др. - М: изд. дом МЭИ, 2007. 4. Солнечная энергетика. Учеб.пособие для вузов/В.И.Виссарионов, Г.В.Дерюгина, В.А.Кузнецова, Н.К.Малинин; под ред. В.И.Виссарионова. - М.: Издательский дом МЭИ, 2008 - 276 с. 5. Виссарионов В.И.. Матвиенко Н.И. Лабораторная работа №1. "Ис­следование вольт-амперной характеристики преобразователя энер­гии". -М.: Изд-во МЭИ, 1999. 6. Виссарионов В.И.. Матвиенко Н.И. Лабораторная работа №2. "Ис­следование эксплуатационных характеристик ветроагрегата". М.: Изд-во МЭИ, 2002.
Дополнительная литература
  • 1. Использование водной энергии: Учебник для вузов / пол ред. - 4-е изд. перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 19с: ил. 2. Твайделл Дж.. Возобновляемые источники энергии: Пер. с англ.-М.:Энергоатомиздат. 1990.-392 с. 3. Водноэнергетические и водохозяйственные расчеты. , , - М.: Изд-во МЭИ, 2001. 4. Методическое пособие по курсовому и дипломному проектированию по специальности "Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии". Технико-экономические характеристики ветроэнергетики (справочные материалы) / Под ред. . - М.: Изд-во МЭИ, 1997. 5. Методическое пособие по курсовому и дипломному проектированию по специальности "Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии". Технико-экономические характеристики солнечной энерге­тики на основе фотоэлектрических установок (справочные материалы) / Под ред. . - М.: Изд-во МЭИ,1997.