Электромагнетизм

Кунапьянова Арай Асылхановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Изучение дисциплины направлено на формирование у студентов фундаментальных знаний о законах и явлениях электромагнетизма, лежащих в основе работы электротехнических устройств. Дисциплина охватывает основные принципы электрических и магнитных полей, их взаимодействие, а также методы решения задач, связанных с электромагнитными процессами. Рассматриваются электростатические и магнитостатические поля, переменные электромагнитные поля, распространение волн и взаимодействие полей с веществом. В результате студенты смогут анализировать электромагнитные процессы и применять полученные знания при расчёте электротехнических систем. Полученные знания позволяют решать прикладные задачи, связанные с анализом и расчетом электромагнитных процессов в инженерной практике.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Физика. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)* 15
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен по билетам 1 устный вопрос - 30 б 2 устный вопрос - 30 б 3 задача - 40 б

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью освоения дисциплины "Электромагнетизм" являются усвоение основных понятий, законов и моделей электричества и магнетизма, создание фундаментальной базы знаний о природе физических явлений, получение студентами основополагающих представлений об электромагнитном взаимодействии. Курс должен способствовать формированию у студентов современного естественнонаучного мировоззрения, развитию научного мышления и расширению их научно-технического кругозора.
Задача
  • Задачи освоения дисциплины формирование у студентов теоретических и практических знаний, умений и навыков исследований физических процессов; создание теоретической и практической базы данных для освоения учебного материала следующих курсов. Умение применять теоретические положения на практике позволяют развить инженерное мышление и качественно подготовить студентов к практической деятельности. В процессе изучения курса студенты должны выполнить практические работы, связанные с исследованием и описанием электрических и магнитных свойств материалов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Основные законы электричества и магнетизма, их теоретическое и экспериментальное обоснование, историю развития теории электромагнетизма и ее место в физике, классические эксперименты, сыгравшие важную роль в развитии теории электромагнетизма.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Студент должен владеть алгоритмами и методами решения стандартных задач теории электромагнетизма, применять полученные знания на практике, навыками использования различных методик физических измерений и обработки экспериментальных данных; а также применения методов физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь правильно выбирать метод расчета электрической цепи, проверять полученные результаты на основе сравнения с другими методами их расчета и основных закономерностей теории электромагнитного поля
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь выполнять комплексные задачи по электромагнетизму в команде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • быть готовым к освоению новых знаний профильных дисциплин, базирующихся на основных закономерностях электромагнетизма
*TeachingMethods(zh-CN)*

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Ученые, открытия, изобретения в области электромагнетизма (история развития) 0-100
Задачи СРСП на различные темы по электромагнетизму (по вариантам)
Самостоятельная работа
лабораторная работа 1
лабораторная работа 2
лабораторная работа 3
лабораторная работа 4
рейтинговый тест 1
2  *Rating(zh-CN)* Задачи СРСП на различные темы по электромагнетизму (по вариантам) 0-100
лабораторная работа 5
лабораторная работа 6
лабораторная работа 7
Контрольная работа
Рейтинговый тест 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических занятиях, самостоятельные и контрольные работы выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Различные виды коллоквиумов, защита лабораторных работ (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.) владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Собеседование по контрольным вопросам владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1. ВЕЕДЕНИЕ. Роль электромагнитных сил в природе и технике. Электрический заряд и элементарные частицы.
  • Тема 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ В ВАКУУМЕ. Электрическое поле. Закон Кулона. Система единиц. Модели распределения заряда.
  • Тема 3. ПРОВОДНИКИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЕ. Теорема Гаусса и ее применение. Потенциал, его связь с напряженностью поля. Поле электрического диполя. Эквипотенциальные поверхности. Связь напряжѐнности и потенциала. Поток вектора напряжѐнности. Теорема Гаусса. Диполь в электрическом поле. Электрическое поле в диэлектрике. Смысл диэлектрической проницаемости. Поле в веществе. Поле внутри и снаружи проводника. Силы, действующие на проводник. Общая задача электростатики. Уравнение Пуассона и Лапласа. Метод изображений. Электроемкость, конденсаторы.
  • Тема 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ В ДИЭЛЕКТРИКЕ. Поляризация диэлектрика, типы поляризации. Вектор электростатического смещения. Граничные условия. Поле в однородном диэлектрике..
  • Тема 5. ЭНЕРГИЯ ЭЛЕКТРИЧСКОГО ПОЛЯ. Энергия системы зарядов. Энергия заряженных проводника и конденсатора. Плотность энергии электрического поля. Силы, действующие на диэлектрик в электрическом поле.
  • Тема 6. ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. Электрический ток. Сила и плотность тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для металлического проводника. Сторонние силы, ЭДС. Законы Ома для участка цепи с ЭДС и замкнутой цепи. Правила Кирхгофа. Закон Джоуля -Ленца. Работа и мощность постоянного тока. КПД источника тока Опыт Стюарта и Толмена. Природа тока в металлах. Объяснение законов Ома и ДжоуляЛенца классической электронной теорией (КЭТ); еѐ трудности.
  • Тема 7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ. Электрическая проводимость различных веществ. Закон электролиза. Плазма. Электронна лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках. Примесная электропроводность полупроводников. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор.
  • Тема 8. МАГНЕТИЗМ. Магнитное поле, его описание. Закон Ампера. Круговой ток в магнитном поле. Магнитный момент витка с током. Закон Био и Савара. Принцип суперпозиции. Поле кругового и прямого токов. Закон полного тока (теорема о циркуляции для магнитного поля). Вихревой характер магнитного поля. Магнитное поле тороида и соленоида. Магнитное поле Земли.
  • Тема 9. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Природа электромагнитной индукции. Самоиндукция и взаимная индукция. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Энергия и силы в магнитном поле. Энергия двух контуров с током.
  • Тема 10. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ВЕЩЕСТВЕ. Намагничение вещества. Вектор намагниченности магнитного поля. Граничные условия для магнитного поля. Слабые и сильные магнетики. Диа- и парамагнетики. Магнитные свойства ферромагнетиков. Природа ферромагнетизма Ферримагнетики. Диамагнетизм и парамагнетизм. Ферро- и ферримагнетизм.
  • Тема 11. УРАВНЕНИЕ МАКСВЕЛЛА. Вихревое электрическое поле. Индукционный ускоритель. Ток смещения. Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной формах. Полная система уравнений электромагнитного поля. Энергия и поток энергии. Вектор Пойнтинга. Импульс электромагнитного поля. Системы единиц электромагнитных величин.
  • Тема 12. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. Колебательный контур. Свободные незатухающие, затухающие и вынужденные колебания. Резонанс токов и напряжений. Параметрический резонанс. Переменный ток. Закон Ома для переменного тока. Комплексные сопротивления. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Плоская монохроматическая волна. Волны в среде. Групповая и фазовая скорости. Скин-эффект.
Основная литература
  • 1.Савельев И.В. Курс общей физики: Учебное пособие для втузов: в 5 кн.: Кн.2: Электричество и магнетизм. - М.: АСТ: Астрель, 2005. – 336 с. http://www.orenport.ru/images/doc/833/Saveliev2.pdf 2. Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для втузов: В 5 кн.: Кн. 4: Волны. Оптика. - М.: Астрель, 2005. – 256 с. 3. Трофимова Т.И. Курс физики: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004.- 560с. 4. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями: Изд. 2– е, испр./ 3– е – 591с. М: Высшая Школа, 2002. 5. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики: Учебное пособие для втузов. Изд. 6-е, испр. - 607 с. М: Высшая Школа, 2003.
Дополнительная литература
  • 7. Трофимова Т.И. Краткий курс физики: Учеб.пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2006. - 352 с. https://www.studmed.ru/trofimova-ti-kurs-fiziki_000fd726e5d.html 8. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т III. Электричество.- 2 изд.-1983.-688 с. 9. Чертов А., Воробьев А. Задачник по физике. – М.: Высшая школа, 1981. https://www.twirpx.com/file/88327 10. Парселл, Э. Электричество и магнетизм. Т. 2. М. : Наука, 1975. https://mipt.ru/dasr/upload/922/f_3kf4ub-arphh81ii9w.pdf