Силовая электроника и электропривод

Нурланова Меруерт Нурлановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина формирует у студентов способность анализировать и эксплуатировать системы силовой электроники и электропривода, с применением современных методов математического моделирования и управления. Охватывает теоретические основы и практические аспекты работы силовых полупроводниковых преобразователей,включая выпрямительные, инвертирующие и преобразующие частоту устройства, а также системы управления приводами постоянного и переменного тока. В результате студенты будут моделировать, анализировать и оптимизировать работу силовых полупроводниковых преобразователей и приводных систем, разрабатывать схемы управления, проводить расчёты параметров и обеспечивать надёжную эксплуатацию таких систем с учётом современных требований и стандартов.

Betrag der Credits: 5

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten 15
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Сформировать компетенции у обучающегося в области силовой электроники, последующих профессиональных дисциплин, связанных с электроприводом и автоматизацией технологических процессов и производств
Задача
  • Теоретическая и практическая подготовка будущих бакалавров для проектирования, испытания и эксплуатации устройств силовой электроники и электропривода
Результат обучения: знание и понимание
  • Классификацию, назначение, основные схемотехнические решения устройств силовой электроники и электропривода
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь использовать полученные знания при решении практических задач по проектированию, испытаниям и эксплуатации устройств силовой электроники и электропривода
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь ставить и решать простейшие задачи моделирования силовых электронных устройств и электроприводов
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Эффективно и уверенно взаимодействовать с окружающими в различных ситуациях
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Иметь способность к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Lehrmethoden

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); -метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Реферат 0-100
Лабораторная работа №1
Устный опрос
Решение задач
Лабораторная работа №2
Устный опрос
Лабораторная работа №3
Решение задач
Устный опрос
Лабораторная работа №4
Рубежный контроль 1
Коспект лекций
2  Bewertung Решение задач 0-100
Лабораторная работа №5
Устный опрос
Лабораторная работа №6
Устный опрос
Лабораторная работа №7
Устный опрос
Лабораторная работа №8
Решение задач
Рубежный контроль 2
Коспект лекций
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Работа на практических и лабораторных занятиях выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Собеседование по контрольным вопросам владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Выпрямители однофазного тока. Элементарная база полупроводниковых(вентильных)преобразователей. Неуправляемые выпрямители. Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный выпрямитель с нулевым выводом трансформатора и активной нагрузкой. Выпрямитель с нулевым выводом трансформатора и активно -индуктивной нагрузкой. Мостовой выпрямитель с активно-индуктивной нагрузкой. Выпрямитель с активно-емкостной нагрузкой
  • Управляемые выпрямители. Однополупериодный выпрямитель с RL-нагрузкой. Двухполупериодный выпрямитель с RL-нагрузкой. Коммутация тока и внешние характеристики однофазных управляемых выпрямителей. Полууправляемые выпрямители.
  • Выпрямители трехфазного тока. Неуправляемый выпрямитель с нулевым выводом трансформатора. Трехфазный мостовой неуправляемый выпрямитель (схема Ларионова)
  • Трехфазные мостовые выпрямители. Трехфазный мостовой управляемый выпрямитель. Трехфазный мостовой полууправляемый выпрямитель. Диагностика трехфазных выпрямителей.
  • Инверторы тока, ведомые сетью. Однофазные инверторы тока. Назначение и принцип действия инверторов тока, ведомых сетью. Сравнительный анализ режимов выпрямления инвертирования преобразователей.
  • Трехфазный инвертор тока. Трехфазный ведомый сетью инвертор со средней точкой трансформатора
  • Способы управления преобразователями. Раздельный способ управления преобразователями. Согласованный способ управления двухкомплектным реверсивным преобразователем с RL-нагрузкой. Работа преобразователя с согласованным способом управления при нагрузке на противоэдс
  • Автономные инверторы. Инверторы напряжения. Однофазные инверторы напряжения. Классификация инверторов. Однофазный мостовой инвертор. Трехфазные мостовые управляемые инверторы напряжения.
  • Автономные инверторы тока. Однофазные инверторы тока. Инверторы тока на полностью управляемых полупроводниковых приборах. Однофазный мостовой инвертор.
  • Понятие об автоматизированном электроприводе. Структурная схема автоматизированного ЭП. Роль автоматизированного электропривода в создании комплексов, в повышении культуры производства. Классификация автоматизированного электропривода
  • Механика электропривода Приведение моментов и сил сопротивления к одному валу Кинематические схемы электроприводов. Приведение моментов и сил сопротивления, инерционных масс и моментов инерции к одному валу. Учет потерь мощности в механических передачах.
  • Регулирование угловой скорости электроприводов. Регулирование угловой скорости электродвигателей последовательного возбуждения. Регулирование угловой скорости электродвигателей постоянного тока независимого возбуждения путем изменения питающего напряжения, включения дополнительных реостатов в цепь якоря, изменения потока возбуждения
  • Переходные режимы работы электропривода Переходные процессы электропривода постоянного тока с двигателями различного способа возбуждения в режимах динамического, рекуперативного торможения и торможения противовключением. Переходные режимы в электроприводе переменного тока с асинхронными электродвигателями.
  • Разомкнутые схемы автоматического управления Основные и вспомогательные цепи. Схемы принципиальные электрические. Принципы автоматического управления электроприводами в разомкнутых релейно-контактных схемах. Управление в функции угловой скорости (эдс.), в функции тока якоря, в функции времени, в т.ч. в тормозных режимах электроприводов постоянного и переменного тока. Типовые узлы схем автоматического управления пуском и торможением электродвигателей постоянного тока.
  • Системы замкнутого управления электроприводами Системы автоматического управления (пуском и торможением) асинхронными электродвигателями при питании от сети. Тиристорное управление асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором
  • Программное и адаптивное управление электроприводами производственных механизмов Программное и адаптивное управление электроприводами производственных механизмов. Комплексная автоматизация электроприводов производственных механизмов. Автоматические станочные линии. Комплексная автоматизация сборочных, транспортных и других систем.
Основная литература
  • 1. Волков Д.В. Силовая электроника. Силовые преобразователи в электроприводе : учебное пособие / Волков Д.В.. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 93 c. — ISBN 978-5-4497-3379-5. 2. Белоус А.И. Полупроводниковая силовая электроника / Белоус А.И., Ефименко С.А., Турцевич А.С.. — Москва : Техносфера, 2013. — 228 c. — ISBN 978-5-94836-367-7 3.Родыгин А.В. Силовая электроника : учебное пособие / Родыгин А.В.. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. — 72 c 4. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода. Учебник для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1981.-576 с. 5. Вишневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе. - М.: Энергия, 1977.- 416 с. 6. Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература
  • 1. Юдович, В.И. Частотно-регулируемый электропривод: Учебное пособие. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. — 320 с. 2. Иванов, И.И., Петров, А.В. Электротехника и основы электроники: Учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 480 с. 3. Лепанов, М.Г. Силовая электроника. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Лань, 2021. — 400 с. 4. Бабакин, В.И. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. — 320 с. 5. Ключев, В.И. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов. — М.: Энергия, 2020. — 480 с. 6. Невраев, В.Ю., Петелин, Д.П. Системы автоматизированного электропривода переменного тока. — М.: Энергия, 2021. — 350 с.