Электрические станции и подстанции

Жусупова Алия Саматкызы

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина формирует у студентов базовые знания в области проектирования, построения и функционирования электрических станций и подстанций. Основными вопросами дисциплины являются изучение основ технологий проектирования электрических станций и подстанций, методов схемотехнического исполнения распределительных устройств, расчета режимов работы основного электрооборудования электростанций и подстанций, регулирования параметров основного электрооборудования, формирование мотивации к самостоятельному повышению уровня профессиональных навыков в области измерения, контроля и учета количества потребленной энергии.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Электрические сети и системы

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
курсовой проект
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • изучение электрооборудования и схем электрических соединений электростанций и подстанций, подготовка обучающихся к проведению различных мероприятий, направленных на повышение надёжности их работы.
Задача
  • – познакомить обучающихся с назначением, основными параметрами, конструкцией и принципами работы электротехнического оборудования электростанций и подстанций; – познакомить обучающихся со схемами электрических соединений электростанций и подстанций, распределительных устройств, систем собственных нужд электроустановок;
Результат обучения: знание и понимание
  • знать современное электрооборудование и его характеристики
  • Владеть методиками испытаний, наладки и ремонта технологического оборудования в соответствии с профилем работы
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Знать основные схемы электрических соединений электростанций и подстанций
  • Знать особенности конструкций распределительных устройств разных типов
Результат обучения: формирование суждений
  • Иметь способности определять основные параметры электрооборудования электрических станций и подстанций, иметь навыки анализа работы и особенностей электрооборудования станций и подстанций, уметь разрабатывать электрические схемы распределительных устройств
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Быть способным производить расчеты устойчивости и переходных режимов по электрическим схемам станций и подстанций, обосновывать выбор электроэнергетических и электротехнических проектных расчетов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обладать готовностью к планированию и участию в проведении плановых испытаний и ремонтов оборудования станций и подстанций, монтажных, наладочных и пусковых работ, в том числе, при освоении нового оборудования и (или) технологических процессов
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить:  технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;  технологии учебно-исследовательской деятельности;  коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);  метод кейсов (анализ ситуации);  игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;  информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Коллоквиум 1 0-100
СРО 1
Коллоквиум 2
Практическая работа 1
СРО 2
Практическая работа 2
Рубежный контроль 1
2  рейтинг СРО 3 0-100
Коллоквиум 3
СРО 4
Коллоквиум 4
СРО 5
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен, курсовой проект 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
за период семестра проводится два рубежных контроля: 1) Р1 – на 7 неделе; 2) Р2 – на 15 неделе. Обучающий преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся. Каждое задание имеет определенный балл, в зависимости от сложности задания. Сумма всех заданий составляет 100 б Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Общие сведения об электроустановках
  • Основное и вспомогательное оборудование и его назначение
  • Основное электрооборудование электростанций
  • Силовые трансформаторы и автотрансформаторы: основные характеристики, системы охлаждения, включение на параллельную работу, допустимые систематические и аварийные перегрузки
  • Способы заземления нейтрали основного электрооборудования
  • Особенности расчетов токов короткого замыкания (КЗ) для выбора и проверки электрических аппаратов токоведущих частей
  • Типы проводников, применяемых в электроустановках
  • Процесс отключения электрической цепи выключателем
  • Классификация аппаратов высокого напряжения
  • Классификация разъединителей, типы и область применения разъединителей
  • Типы трансформаторов тока и напряжения, применяемых в электроустановках разных напряжений
  • Условия выбора и проверки электрических аппаратов: выключателей, разъединителей, измерительных трансформаторов, токоограничивающих реакторов
  • Схемы электрических соединений станций и подстанций
  • Основные характеристики механизмов собственных нужд
  • Источники оперативного тока, управление и сигнализация на электростанциях и подстанциях
Основная литература
  • 1.Ополева Г.Н. Схемы и подстанции электроснабжения: Справочник: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.-480 с.-(Высшее образование). 2. Балаков Ю.Н., Мисриханов М.Ш., Шунтов А.В. Проектирование схем электроустановок: учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом МЭИ, 2016. – 288 с. 3. Электрическая часть станций и подстанций. Васильев А.А., Крючков И.П., Наяшкова Е.Ф. и др. -М.: Энергоатомиздат, 2012. - 576 с. 4. Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. Тепломеханическая часть. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2017. – 416 с. 5. Электрооборудование электрических станций и подстанций: Учебник / Л.Д.Рожкова и др.-М.: Академия, 2014.-448 с. 6. Коломиец Н.В. Электрическая часть электростанций и подстанций: учебное пособие / Н.В. Коломиец, Н.Р. Пономарчук, В.В. Шестакова– Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 143 с. 7. Беляева Е.Н. Как рассчитать ток короткого замыкания.-2-е изд. nерераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1983.- 136 с., ил. - (Б·ка электромонтера. Вып. 544) 8. Неклепаев Б.Н., Крючков И.П. Электрическая часть электростанций и подстанций: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования: Учеб. пособие для вузов-4-е изд. перераб. и доп. М.: -Энергоатомиздат, 1989-608 с.: ил.
Дополнительная литература
  • 1 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей . - 15-е изд., перераб. и доп. – Спб.:Деан, 2013.-325 с. 2 Правила устройства электроустановок РК.-Астана.: НЦЭНАС, 20015-176 с.