Электрические станции и подстанции
Описание: Дисциплина формирует у студентов базовые знания в области проектирования, построения и функционирования электрических станций и подстанций. Основными вопросами дисциплины являются изучение основ технологий проектирования электрических станций и подстанций, методов схемотехнического исполнения распределительных устройств, расчета режимов работы основного электрооборудования электростанций и подстанций, регулирования параметров основного электрооборудования, формирование мотивации к самостоятельному повышению уровня профессиональных навыков в области измерения, контроля и учета количества потребленной энергии.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Электрические сети и системы
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
курсовой проект | |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- изучение электрооборудования и схем электрических соединений электростанций и подстанций, подготовка обучающихся к проведению различных мероприятий, направленных на повышение надёжности их работы.
Задача
- – познакомить обучающихся с назначением, основными параметрами, конструкцией и принципами работы электротехнического оборудования электростанций и подстанций; – познакомить обучающихся со схемами электрических соединений электростанций и подстанций, распределительных устройств, систем собственных нужд электроустановок;
Результат обучения: знание и понимание
- знать современное электрооборудование и его характеристики
- Владеть методиками испытаний, наладки и ремонта технологического оборудования в соответствии с профилем работы
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Знать основные схемы электрических соединений электростанций и подстанций
- Знать особенности конструкций распределительных устройств разных типов
Результат обучения: формирование суждений
- Иметь способности определять основные параметры электрооборудования электрических станций и подстанций, иметь навыки анализа работы и особенностей электрооборудования станций и подстанций, уметь разрабатывать электрические схемы распределительных устройств
Результат обучения: коммуникативные способности
- Быть способным производить расчеты устойчивости и переходных режимов по электрическим схемам станций и подстанций, обосновывать выбор электроэнергетических и электротехнических проектных расчетов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Обладать готовностью к планированию и участию в проведении плановых испытаний и ремонтов оборудования станций и подстанций, монтажных, наладочных и пусковых работ, в том числе, при освоении нового оборудования и (или) технологических процессов
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; технологии учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); метод кейсов (анализ ситуации); игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Коллоквиум 1 | 0-100 |
СРО 1 | ||
Коллоквиум 2 | ||
Практическая работа 1 | ||
СРО 2 | ||
Практическая работа 2 | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | СРО 3 | 0-100 |
Коллоквиум 3 | ||
СРО 4 | ||
Коллоквиум 4 | ||
СРО 5 | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен, курсовой проект | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
за период семестра проводится два рубежных контроля: 1) Р1 – на 7 неделе; 2) Р2 – на 15 неделе. Обучающий преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся. Каждое задание имеет определенный балл, в зависимости от сложности задания. Сумма всех заданий составляет 100 б | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Общие сведения об электроустановках
- Основное и вспомогательное оборудование и его назначение
- Основное электрооборудование электростанций
- Силовые трансформаторы и автотрансформаторы: основные характеристики, системы охлаждения, включение на параллельную работу, допустимые систематические и аварийные перегрузки
- Способы заземления нейтрали основного электрооборудования
- Особенности расчетов токов короткого замыкания (КЗ) для выбора и проверки электрических аппаратов токоведущих частей
- Типы проводников, применяемых в электроустановках
- Процесс отключения электрической цепи выключателем
- Классификация аппаратов высокого напряжения
- Классификация разъединителей, типы и область применения разъединителей
- Типы трансформаторов тока и напряжения, применяемых в электроустановках разных напряжений
- Условия выбора и проверки электрических аппаратов: выключателей, разъединителей, измерительных трансформаторов, токоограничивающих реакторов
- Схемы электрических соединений станций и подстанций
- Основные характеристики механизмов собственных нужд
- Источники оперативного тока, управление и сигнализация на электростанциях и подстанциях
Основная литература
- 1.Ополева Г.Н. Схемы и подстанции электроснабжения: Справочник: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.-480 с.-(Высшее образование). 2. Балаков Ю.Н., Мисриханов М.Ш., Шунтов А.В. Проектирование схем электроустановок: учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом МЭИ, 2016. – 288 с. 3. Электрическая часть станций и подстанций. Васильев А.А., Крючков И.П., Наяшкова Е.Ф. и др. -М.: Энергоатомиздат, 2012. - 576 с. 4. Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. Тепломеханическая часть. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2017. – 416 с. 5. Электрооборудование электрических станций и подстанций: Учебник / Л.Д.Рожкова и др.-М.: Академия, 2014.-448 с. 6. Коломиец Н.В. Электрическая часть электростанций и подстанций: учебное пособие / Н.В. Коломиец, Н.Р. Пономарчук, В.В. Шестакова– Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 143 с. 7. Беляева Е.Н. Как рассчитать ток короткого замыкания.-2-е изд. nерераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1983.- 136 с., ил. - (Б·ка электромонтера. Вып. 544) 8. Неклепаев Б.Н., Крючков И.П. Электрическая часть электростанций и подстанций: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования: Учеб. пособие для вузов-4-е изд. перераб. и доп. М.: -Энергоатомиздат, 1989-608 с.: ил.
Дополнительная литература
- 1 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей . - 15-е изд., перераб. и доп. – Спб.:Деан, 2013.-325 с. 2 Правила устройства электроустановок РК.-Астана.: НЦЭНАС, 20015-176 с.