Релейная защита и автоматика

Асылжанова Айгерім Бақытқызы

Портфолио преподавателя

Описание: Курс формирует у студентов способность понимать принципы релейной защиты и автоматики, анализировать их роль в обеспечении надёжности энергосистем и применять знания для проектирования и эксплуатации защитных устройств. Охватывает основы релейной защиты, включая виды защит (токовая отсечка, дифференциальная защита, защита минимального напряжения и др.), принципы их работы, а также автоматические системы управления и защиты в электроэнергетике. В результате обучения студенты должны знать основные принципы выполнения релейной защиты; особенности их использования для осуществления защиты отдельных элементов электрической системы; владеть навыками проектирования систем релейной защиты

Количество кредитов: 8

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы 15
СРОП 45
СРО 120
курсовая работа
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью является изучение, как с качественной, так и с количественной стороны принципов построения и работ отдельных устройств и защит в целом, методик расчета уставок этих защит. Этот курс, базирующийся на курсах физики, высшей математики, переходных процессов в электроэнергетике, теоретических основ электротехники и др., содержит общую теорию построения различных видов защит и инженерные методы их расчета. Он имеет исключительное значение для формирования научного кругозора специалистов по электроэнергетике.
Задача
  • Задача изучения курса состоит в усвоении современных методов анализа и расчета параметров устройств релейной защиты и автоматики для, основанная на использовании различных признаков аварий в энергосистеме, знание которых необходимо для понимания и творческого решения инженерных проблем изучаемой специальности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Владеть базовыми знаниями, понятиями релейной защиты и автоматики, методиками расчета, испытаний, наладки и ремонта релейного оборудования в системах электроснабжения
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные элементы и узлы релейной защиты систем электроснабжения
Результат обучения: формирование суждений
  • Выполнять обоснованный подбор релейного оборудования и режимов его работы на основе технико-экономических расчетов
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Выполнять расчеты и проектные решения релейной защиты сложных систем электроснабжения в команде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обладать готовностью постоянно осваивать новые сведения о новом релейно-защитном оборудовании для систем электроснабжения, способах его наладки на основе современных программируемых устройств
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа 1 0-100
Срс. Расчет дистанционных защит линий
Устный опрос.Дистанционные защиты
Лабораторная работа 2
СРС.Расчет продольных дифференциальных защит трансформаторов
Устный опрос.Защиты трансформаторов
Конспект декций
Тестирование
2  рейтинг Лабораторная работа 3 0-100
СРС.Защиты генераторов. Высокочастотные защиты
Устный опрос. Защиты электродвигателей. Защиты сборных шин
Лабораторная работа 4
СРС.Расчет максимальных токовых защит трансформаторов
Устный опрос.Резервирование действия релейной защиты и выключателей
Лабораторная работа 5
СРС. Расчет защит высоковольтных электродвигателей
Устный опрос. Автоматическое повторное включение, автоматическое включение резерва, автоматическая частотная разгрузка
Конспект декций
Тестирование
Итоговый контроль экзамен, курсовая работа 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Дистанционные защиты
  • Защиты трансформаторов
  • Высокочастотные защиты
  • Защиты генераторов
  • Защиты электродвигателей
  • Защиты сборных шин
  • Резервирование действия релейной защиты и выключателей
  • Автоматическое повторное включение, автоматическое включение резерва, автоматическая частотная разгрузка
  • Автоматическое включение синхронных генераторов на параллельную работу, автоматическое регулирование напряжения на подстанциях, автоматика ликвидации асинхронного режима
Основная литература
  • 1. Правила устройств электроустановок.-2015 2. Федосеев А.М. Релейная защита электрических систем. - М.: Энергия, 2018. – 520 с. 3. Федосеев А.М. Основы релейной защиты. - М.: Госэнергоиздат, 2016 – 423 с. 4. Авербух А.М.. Релейная защита в задачах с решениями и примерами.- 2018– 400 с. 5. Руководящие указания по релейной защите.- М.:2015. – 36 с. 6. Шабад М.А. . Расчеты релейной защиты. -М.: Энергия, 2013. – 243 с. 7. Беркович М.А., Семенов В.А. Основы техники и эксплуатации релейной защиты. - М.: Энергия, 2012 – 305 с.
Дополнительная литература
  • 1. Андеев А.С. Руководящие указания по релейной защите.- М.:2011. – 36 с. 2. Шабад М.А. . Расчеты релейной защиты. -М.: Энергия, 2011. – 243 с. 3. Беркович М.А., Семенов В.А. Основы техники и эксплуатации релейной защиты. - М.: Энергия, 2012 – 305 с