Heating, ventilation, air conditioning

Duysembaeva Gulnur Seytkhanovna

The instructor profile

Description: The discipline provides students with the skills to understand, analyze, and justify technical solutions in the field of heating, ventilation, and air conditioning (HVAC) systems. The course covers the study of methods for calculating heat loss and air exchange, as well as the development of strategies for selecting equipment and designing HVAC systems. Additionally, it analyzes modern automation and energy-efficient technologies used in designing and operating these systems. Upon completion of the course, students will have the ability to apply their knowledge in designing, optimizing, and justifying technical solutions for HVAC systems, taking into consideration modern comfort and energy efficiency standards.

Amount of credits: 6

Пререквизиты:

  • Heat-Mass Exchange

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 30
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 90
Course Paper
Form of final control Exam
Final assessment method exam

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • Целями освоения учебной дисциплины являются: выработать у студентов практиче- ские знания об особенностях устройства, режимах работы и методах расчета системы водо- снабжения, отопления, вентиляции, энергосбережения зданий, кондициониро- вания воздуха в зданиях, а также системы водоснабжения, теплоснабжения в населенных местах и на промышленных предприятиях.
Objective
  • Задачами курса являются формирование профессиональных качеств, практических навыков и интеллектуальных умений по созданию конкретных инженерных систем
Learning outcome: knowledge and understanding
  • Знать классификацию, назначение и принципы работы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Понимать физические основы теплообмена и массообмена, влияющие на микроклимат помещений. Владеть нормативными документами, расчетными параметрами и требованиями к внутренней среде зданий.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Выполнять теплотехнические расчёты теплопотерь, воздухообмена и параметров микроклимата. Проектировать системы ОВК для зданий различного назначения с учётом функциональных и климатических условий. Подбирать оборудование (теплогенераторы, вентиляционные установки, кондиционеры) по заданным техническим характеристикам.
Learning outcome: formation of judgments
  • Оценивать эффективность и энергоёмкость систем отопления, вентиляции и кондиционирования. Принимать обоснованные инженерные решения при модернизации и эксплуатации систем ОВК. Анализировать аварийные и нестандартные ситуации, предлагать технически грамотные решения
Learning outcome: communicative abilities
  • Оформлять проектную документацию, чертежи и пояснительные записки в соответствии с профессиональными стандартами. Представлять и аргументировать проектные и технические решения в рамках профессионального диалога. Эффективно взаимодействовать с архитекторами, строителями, энергетиками и заказчиками на всех этапах проектирования и эксплуатации.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Самостоятельно изучать изменения в нормативной базе, новые технологии и оборудование в области ОВК. Осваивать специализированное программное обеспечение для расчётов и моделирования микроклимата. Критически воспринимать техническую информацию и применять её для решения комплексных задач в реальных условиях эксплуатации.
Teaching methods

1. В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активной и творческой форме. Среди эффективных педагогических методов и технологий, способствующих участию учащихся в поиске и управлении знаниями, в приобретении опыта самостоятельного решения задач, следует отметить: - проблемные и проектно-ориентированные технологии обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникационные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, дебаты и другие активные формы и методов); - метод ситуации (анализ ситуации); - игровые технологии, в которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационные и коммуникационные (в том числе дистанционные) технологии.

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
Total control Exam, Course Paper 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Вводная лекция и задачи дисциплины
  • Свойства воздуха и процессы изменения его состояния
  • Тепловой режим зданий
  • Классификация систем отопления
  • Системы водяного отопления
  • Системы воздушного отопления
  • Теплоснабжение
  • Основы вентиляции
  • Основные виды вентиляции
  • Основное оборудование систем вентиляции
  • Виды систем кондиционирования
  • Устройство систем кондиционирования
  • Регулирование установок кондиционирования
  • Основные методы организации монтажных работ
  • Эксплуатация систем отопления
Key reading
  • 1. Фокин, С.В. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования зданий: устройство, монтаж и эксплуатация (для спо) / С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. - М.: КноРус, 2018. - 152 c. СП РК 2.04-01-2017 Строительная климотология
  • 1. В.Н. Богословский, А.Н. Сканави, Отопление: учебник для вузов.-М.: Стройиздат, 1991.-735с. Внутренние санитарно-технические устройства: справочник проектировщика. Ч.1. Отопление/Под ред. И.Г.Староверова и Ю.И.Шиллера. - М.: Стройиздат. - 1990. Богословский В.Н. Строительная теплофизика: Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1982.
  • Копьев С. Ф., Качанов Н, Ф. Основы теплоснабжения и вентиляции. Учебник. М., Стройиздат, 2009, 228 с.
Further reading
  • Нестеренко А. В. Основы термодинамических расчетов вентиляции. Учеб. Пособие. 3-е изд., доп. М., «Высшая школа», 2009, 460 с.
  • СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН СН РК 4.02-01-2011