Паровые и газовые турбины, энергоблоки

Дуйсембаева Гульнур Сеитхановна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на формирование у студентов системного понимания принципов работы, конструкции и взаимодействия паровых и газовых турбин в составе энергетических установок — энергоблоков. Курс охватывает основы термодинамики и аэродинамики турбин, схемные решения энергоблоков, эксплуатационные режимы, методы повышения эффективности и надёжности. В результате студент будет самостоятельно применять и выбирать методы испытаний, монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации паровых и газовых турбин в составе энергетических установок — энергоблоков

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Основы гидрогазодинамики в тепловых процессах
  • Основы гидрогазодинамики в тепловых процессах

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является изучение паровых турбин тепловых и атомных электрических станций, их конструкциями, принципами действия, основами расчета
Задача
  • В результате изучения курса студенты должны знать законы преобразования тепловой энергии в турбинной ступени и турбине в целом, конструкции паровых и газовых турбин, принцип действия и режимы их работы, уметь рассчитывать турбинную ступень и турбину в целом, получить инженерные навыки в ходе проведения лабораторных работ
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать конструктивные особенности и принципы действия паровых и газовых турбин, их классификацию. Понимать структуру энергоблока и взаимодействие его основных компонентов. Владеть термодинамическими и аэродинамическими основами работы турбин и энергоблоков.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Выполнять расчёты термических схем, тепловых и мощностных характеристик турбин и энергоблоков. Применять методы оценки эффективности, баланса энергии и параметров парогазовых циклов. Использовать схемотехнику для анализа и выбора оптимальных решений в проектировании энергоблоков.
Результат обучения: формирование суждений
  • Анализировать технические и экономические показатели энергоблоков, включая надёжность и ресурс. Оценивать последствия изменений в режиме работы турбин и системы в целом. Принимать обоснованные инженерные решения при эксплуатации и модернизации турбинных установок.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь работать в команде при выполнении сложных комплексных задач проектирования турбинного оборудования ТЭС
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • постоянно обновлять сведения о новых видах турбинного оборудования
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.es, behavior in the classroom, late submission of papers, absence from the exam); 10) comply with the Code of Academic Integrity of students of EKSTU.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практика 1 - Тепловые циклы и конструкция паровой турбины (ПТУ). Основные узлы и конструкция паровой турбины. Закрепление лекционного материала, решение задач. 0-100
Практика 2- Принципиальные тепловые схемы современных ПТУ. Классификация турбин. Закрепление лекционного материала, решение задач.
Практика 3- Паровые турбины. Особенности преобразования энергии в паротурбинной ступени. Закрепление лекционного материала, решение задач.
СРС 1- Теория турбинной ступени
СРС 2- Многоступенчатые турбины
Устный опрос
Рубежный контроль №1
2  рейтинг Практика 1- Схемы и циклы газотурбинных установок (ГТУ). Закрепление лекционного материала, решение задач. 0-100
Практика 2- Методы повышения КПД газотурбинных установок.
Практика 3- Эксплуатация турбинных установок. Задачи эксплуатации. Закрепление лекционного материала, решение задач.
СРС 1- Работа турбины на переменных режимах
СРС 2-Турбины для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии
Устный опрос
Рубежный контроль №2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Денсаулық мүмкіндіктері шектеулі адамдарды оқыту кезінде білім беру қызметін ұйымдастыру кезінде олардың психофизикалық дамуының ерекшеліктерін, жеке мүмкіндіктерін ескере отырып және қажет болған жағдайда көрсетілген тұлғалардың даму бұзушылықтарын түзетуді және әлеуметтік бейімделуін қамтамасыз ететін бейімдеу білім беру технологияларын (инклюзивті оқыту) пайдалану болжанады
  • Тепловые циклы и конструкция паровой турбины (ПТУ)
  • Особенности преобразования энергии в паротурбинной ступени
  • Особенности определения размеров паротурбинных ступеней
  • Многоступенчатые паровые турбины (МПТ)
  • Турбины для комбинированной выработки теплоты и электрической энергии
  • Регулирование паровых турбин
  • Схемы и циклы газотурбинных установок (ГТУ)
  • Сложные и многовальные ГТУ
  • Эксплуатация турбинных установок
Основная литература
  • Энерго- и экологически эффективные технологии генерации холода и теплоты Александр Бараненко, О. Б. Цветков, Ю. А. Лаптев 2018.
  • Турбины тепловых и атомных электростанций. Проект многоступенчатой паровой турбины : учебное пособие / В. И. Беспалов, С. У. Беспалова; Томский политехнический университет (ТПУ), Институт дистанционного образования (ИДО). — Томск: Изд-во ТПУ, 2016. — 100 с.: ил.. — Библиогр.: с. 76-78.
  • Трухний А.Д., Ломакин Б.В. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки. – М.: Издательство МЭИ, 2012. – 540 с.
  • Ветошкин А.Г. Основы инженерной экологии: Учебное пособие. Изд.: Лань 2018. http://rmebrk.kz/book/1163498.
  • Курманбаева, А.С. Промышленная экология: Учебно-методический комплекс дисциплины. / Р.М. Тазитдинова. - Кокшетау: КГУ им. Ш. Уалиханова, 2019. http://rmebrk.kz/book/1034495
  • "Общая энергетика: Энергетическое оборудование, Часть 2: справочник для академического бакалавриата" - М.: Издательство Юрай, 2017.
  • "Нагнетатели и тепловые двигатели. Тепловой расчет паровой многоступенчатой противодавленческой турбины: учебно - методическое пособие к выполнению курсовой работы" / Сост. П. Н. Коновалов, А. А. Верхоланцев, М. С. Липатов. СПбГУПТД ВШТЭ, СПб., 2018
Дополнительная литература
  • "Нагнетатели и тепловые двигатели. Тепловой расчет паровой многоступенчатой противодавленческой турбины: учебно - методическое пособие к выполнению курсовой работы" / Сост. П. Н. Коновалов, А. А. Верхоланцев, М. С. Липатов. СПбГУПТД ВШТЭ, СПб., 2018
  • Паровые и газовые турбины: Сборник задач: Учебное пособие для вузов. /Г.С.Самойлович, Б.М.Трояновский, В.Б.Нитусов, А.Н.Занин. Под ред. Г.С. Самойловича и Б.М.Трояновского. - М.: Энергоатомиздат, 1987.
  • "Электрический нагрев: основы физики процессов и конструктивных расчетов: учебное пособие" / И. В. Юдаев, Е. Н. Живописцев. СПб.: Лань, 2018.
  • "Паровые котлы тепловых электростанций" / М.И.Резников, Ю.М. Липов. М.: Энергоиздат, 2021.