Средства учета и контроля в теплоэнергетике

Нургалиева Асель Тлеубековна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина формирует у студентов теоретические знания и практические навыки в области измерения, регистрации и автоматического контроля параметров теплоэнергетических процессов, обеспечивающих надёжную, безопасную и энергоэффективную эксплуатацию оборудования. Рассматриваются средства учёта и контроля теплотехнических параметров, современные методы и средства измерения, принципы работы измерительных приборов, а также методы измерения параметров, характер и источники возможных погрешностей. В результате обучения студент сможет понимать принципы работы измерительных систем, применять методы измерений на практике, анализировать и оценивать их точность, а также предлагать пути повышения эффективности и надёжности средств контроля.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области измерения, регистрации и автоматического контроля параметров теплоэнергетических процессов, обеспечивающих надежную, безопасную и энергоэффективную эксплуатацию оборудования.
Задача
  • Ознакомить студентов с основными видами измерительных приборов и средств автоматизации, используемых в теплоэнергетике. Научить принципам работы и устройству приборов измерения температуры, давления, расхода, уровня, а также средств автоматического регулирования. Развить навыки выбора, монтажа, наладки, обслуживания и поверки средств учета и контроля. Обеспечить понимание роли КИПиА в обеспечении безопасности, надежности и энергоэффективности теплоэнергетических систем. Сформировать умения анализировать работу измерительных и контрольных систем, выявлять неисправности и принимать обоснованные технические решения.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать принципы действия, устройство и классификацию средств измерения параметров (температура, давление, расход, уровень и др.). Понимать роль и значение измерений и автоматического контроля в системах теплоснабжения и ТЭС. Объяснять схемы подключения и взаимодействия приборов в автоматизированных системах управления.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Использовать приборы учета и контроля на практике. Выполнять поверку, настройку и техническое обслуживание измерительных приборов. Применять нормативную документацию для работы со средствами измерений и автоматизации.
Результат обучения: формирование суждений
  • Оценивать точность, надежность и эффективность измерительных систем. Обосновывать выбор приборов и схем контроля в зависимости от производственных условий. Анализировать причины сбоев и предложить решения по их устранению.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Составлять схемы, инструкции и отчеты по эксплуатации и наладке средств измерений. Вести технические обсуждения с инженерами и специалистами по КИПиА. Представлять результаты диагностики и контроля в структурированной форме.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Осваивать новые типы приборов и цифровые технологии измерения. Использовать техническую литературу, ГОСТы и нормативные документы для самообучения. Адаптироваться к внедрению интеллектуальных систем учета и контроля.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическая работа №1 "Определение метрологических характеристик" 0-100
Практическая работа №2 "Погрешности и поверка жидкостных стеклянных термометров"
Практическая работа №3 "Термоэлектрический метод измерения температуры"
Практическая работа №4 "Основы измерения температур термоэлектрическим методом"
Практическая работа №5 "Изучение конструкции и принципа работы манометров"
СРС № 1-3 (на выбор)
СРС №4, 5 (на выбор)
Рубежный контроль № 1
2  *Rating(zh-CN)* Практическая работа №6 "Измерение давлений" 0-100
Практическая работа №7 "Изучение конструкции и принципа работы приборов для измерения давления"
Практическая работа №8 "Водомеры. Изучение характеристик"
Практическая работа №9 "Измерение расхода жидкости"
Практическая работа №10 "Расходомеры постоянного перепада давления"
СРС № 6-8 (на выбор)
СРС № 9-10 (на выбор)
Рубежный контроль № 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Собеседование по контрольным вопросам Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Основные понятия и определение. Общие сведения о методах и средствах измерения
  • Устройства для измерения температур. Погрешности и поверка жидкостных стеклянных термометров
  • Основы измерения температур термоэлектрическим методом. Принцип измерения температуры термопарой.
  • Прямое измерение термоэлектродвижущей силы магнитоэлектрическим милливольтметром.Пирометрические милливольметры.
  • Измерение термоэлектродвижущей силы компенсационным методом. Потенциометр с постоянной силой рабочего тока. Термометры сопротивления
  • Электрические термометры сопротивления. Принцип действия и применение.
  • Измерение температур внутри твердых тел и наружной поверхности этих тел. Измерение температуры поверхностей с помощью термопар.
  • Измерение давлений. Приборы для измерения давления и их классификация.
  • Основные требования, предъявляемые к установке приборов для измерения давления. Основные правила и требования.
  • Устройства для измерения расхода жидкостей, газов и пара. Приборы для измерения расхода и их классификация.
  • Дифференциальные манометры-расходомеры. Принцип действия и область применения.
  • Расходомеры постоянного перепада давления. Счетчики количества
  • Измерение уровня жидкостей. Разновидности измерительных устройств
  • Измерение состава газовых сред. Газоанализаторы.
  • Измерения концентрации водородных ионов рН - метры. Классификация и область применения
Основная литература
  • Шаповалов А. В., Киселевич В. В. Теплотехнические измерения и основы автоматического регулирования тепловых процессов: практикум по выполнению лабораторных работ. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2021. – 77 с. – ISBN 978‑985‑535‑439‑1
  • Герасимова О. В. Теплотехнические приборы и измерения: пособие для слушателей ИПК. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2023. – 30 с.
  • Долбикова Н. С., Захарова Л. М., Кузнецова А. В., Мерзликина Е. И., Никитина И. С., Цыпин А. В. Метрология и теплотехнические измерения: учебник. – Москва: НацИИ «МЭИ», 2021. – (объём ~300 с.)
  • Кузнецов Н.Д., Чистяков В.С. Сборник задач и вопросов по теплотехническим измерениям и приборам – М.: Энергоатомиздат, 2015 г. – 325 с
  • Латышенко К. П. Технические измерения и приборы: методы анализа и контроля: учебник для СПО. – Москва: Юрайт, 3‑е изд., испр. и доп., 2025. – 392 с. – ISBN 978‑5‑534‑20958‑7
  • Шаповалов А. В., Киселевич В. В. Теплотехнические измерения и основы автоматического регулирования: практикум. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2020. – 80 с. – ISBN 978‑985‑535‑439‑1
Дополнительная литература
  • Глухов Д.А. Технические измерения и приборы / Д.А. Глухов. – Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2009
  • Теплоэнергетика и теплотехника. В 4 кн.: справочная серия / Б. Г. Борисов [и др.]; под ред. А. В. Клименко, В. М. Зорина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издат. Дом МЭИ, 2007 – 630 с.
  • Хансуваров К.И. Техника измерения давления, расхода, количества и уровня жидкости, газа и пара: учебное пособие / Хансуваров К.И., Цейтлин В.Г. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 283с.