Средства учета и контроля в теплоэнергетике

Нургалиева Асель Тлеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина формирует у студентов теоретические знания и практические навыки в области измерения, регистрации и автоматического контроля параметров теплоэнергетических процессов, обеспечивающих надёжную, безопасную и энергоэффективную эксплуатацию оборудования. Рассматриваются средства учёта и контроля теплотехнических параметров, современные методы и средства измерения, принципы работы измерительных приборов, а также методы измерения параметров, характер и источники возможных погрешностей. В результате обучения студент сможет понимать принципы работы измерительных систем, применять методы измерений на практике, анализировать и оценивать их точность, а также предлагать пути повышения эффективности и надёжности средств контроля.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области измерения, регистрации и автоматического контроля параметров теплоэнергетических процессов, обеспечивающих надежную, безопасную и энергоэффективную эксплуатацию оборудования.
Задача
  • Ознакомить студентов с основными видами измерительных приборов и средств автоматизации, используемых в теплоэнергетике. Научить принципам работы и устройству приборов измерения температуры, давления, расхода, уровня, а также средств автоматического регулирования. Развить навыки выбора, монтажа, наладки, обслуживания и поверки средств учета и контроля. Обеспечить понимание роли КИПиА в обеспечении безопасности, надежности и энергоэффективности теплоэнергетических систем. Сформировать умения анализировать работу измерительных и контрольных систем, выявлять неисправности и принимать обоснованные технические решения.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать принципы действия, устройство и классификацию средств измерения параметров (температура, давление, расход, уровень и др.). Понимать роль и значение измерений и автоматического контроля в системах теплоснабжения и ТЭС. Объяснять схемы подключения и взаимодействия приборов в автоматизированных системах управления.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Использовать приборы учета и контроля на практике. Выполнять поверку, настройку и техническое обслуживание измерительных приборов. Применять нормативную документацию для работы со средствами измерений и автоматизации.
Результат обучения: формирование суждений
  • Оценивать точность, надежность и эффективность измерительных систем. Обосновывать выбор приборов и схем контроля в зависимости от производственных условий. Анализировать причины сбоев и предложить решения по их устранению.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Составлять схемы, инструкции и отчеты по эксплуатации и наладке средств измерений. Вести технические обсуждения с инженерами и специалистами по КИПиА. Представлять результаты диагностики и контроля в структурированной форме.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Осваивать новые типы приборов и цифровые технологии измерения. Использовать техническую литературу, ГОСТы и нормативные документы для самообучения. Адаптироваться к внедрению интеллектуальных систем учета и контроля.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа №1 "Определение метрологических характеристик" 0-100
Практическая работа №2 "Погрешности и поверка жидкостных стеклянных термометров"
Практическая работа №3 "Термоэлектрический метод измерения температуры"
Практическая работа №4 "Основы измерения температур термоэлектрическим методом"
Практическая работа №5 "Изучение конструкции и принципа работы манометров"
СРС № 1-3 (на выбор)
СРС №4, 5 (на выбор)
Рубежный контроль № 1
2  рейтинг Практическая работа №6 "Измерение давлений" 0-100
Практическая работа №7 "Изучение конструкции и принципа работы приборов для измерения давления"
Практическая работа №8 "Водомеры. Изучение характеристик"
Практическая работа №9 "Измерение расхода жидкости"
Практическая работа №10 "Расходомеры постоянного перепада давления"
СРС № 6-8 (на выбор)
СРС № 9-10 (на выбор)
Рубежный контроль № 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Собеседование по контрольным вопросам Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Устройства для измерения температур
  • Основы измерения температур термоэлектрическим методом
  • Прямое измерение термоэлектродвижущей силы магнитоэлектрическим милливольтметром
  • Измерение термоэлектродвижущей силы компенсационным методом
  • Электрические термометры сопротивления
  • Измерение температур внутри твердых тел и наружной поверхности этих тел
  • Измерение давлений
  • Основные требования, предъявляемые к установке приборов для измерения давления
  • Устройства для измерения расхода жидкостей, газов и пара
  • Дифференциальные манометры-расходомеры
  • Расходомеры постоянного перепада давления
  • Измерение уровня жидкостей
  • Измерение состава газовых сред
  • Измерения концентрации водородных ионов рН - метры
Основная литература
  • Шаповалов А. В., Киселевич В. В. Теплотехнические измерения и основы автоматического регулирования тепловых процессов: практикум по выполнению лабораторных работ. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2021. – 77 с. – ISBN 978‑985‑535‑439‑1
  • Герасимова О. В. Теплотехнические приборы и измерения: пособие для слушателей ИПК. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2023. – 30 с.
  • Долбикова Н. С., Захарова Л. М., Кузнецова А. В., Мерзликина Е. И., Никитина И. С., Цыпин А. В. Метрология и теплотехнические измерения: учебник. – Москва: НацИИ «МЭИ», 2021. – (объём ~300 с.)
  • Кузнецов Н.Д., Чистяков В.С. Сборник задач и вопросов по теплотехническим измерениям и приборам – М.: Энергоатомиздат, 2015 г. – 325 с
  • Латышенко К. П. Технические измерения и приборы: методы анализа и контроля: учебник для СПО. – Москва: Юрайт, 3‑е изд., испр. и доп., 2025. – 392 с. – ISBN 978‑5‑534‑20958‑7
  • Шаповалов А. В., Киселевич В. В. Теплотехнические измерения и основы автоматического регулирования: практикум. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2020. – 80 с. – ISBN 978‑985‑535‑439‑1
Дополнительная литература
  • Глухов Д.А. Технические измерения и приборы / Д.А. Глухов. – Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2009
  • Теплоэнергетика и теплотехника. В 4 кн.: справочная серия / Б. Г. Борисов [и др.]; под ред. А. В. Клименко, В. М. Зорина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издат. Дом МЭИ, 2007 – 630 с.
  • Хансуваров К.И. Техника измерения давления, расхода, количества и уровня жидкости, газа и пара: учебное пособие / Хансуваров К.И., Цейтлин В.Г. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 283с.