Котельные установки
Описание: Дисциплина изучает энергетические котлы современных ТЭС и котельных установок малой производительности, а также их взаимодействия с технологическими процессами на промышленных предприятиях. В рамках дисциплины рассматриваются основные типы энергетических котлов и котельных установок, физические процессы в топочных устройствах, испарительных системах, перегревателях пара, нагревателях воды, воздуха и топлива. Изучаются системы подачи топлива, золоулавливания и золоудаления, а также экологические аспекты и защита окружающей среды.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Основной целью курса является изучение принципов работы, методик расчетов различных типов котельных установок и их вспомогательного оборудования, освоение методов монтажа, наладки и ремонта котельного оборудования, ознакомление с нормами и правилами безопасности при работе с котлами, применение современных технологий, направленных на повышение эффективности и снижение вредных выбросов.
Задача
- Формирование знаний о конструкциях и принципах работы паровых котлов и других парогенерирующих установок, о внутренних рабочих процессах, протекающих как в основном так и во вспомогательном оборудования.
Результат обучения: знание и понимание
- - Определять технологию производства пара на ТЭС, АЭС и других установках. - Перечислять конструкции и элементы паровых котлов и вспомогательных механизмов. - Описывать место и назначение парового котла в системе электростанции. - Объяснять принцип работы паровых котлов и их элементов. - Интерпретировать взаимосвязь тепловых и физико-химических процессов в парогенераторе.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - Выполнять конструктивный и поверочный тепловой расчет парового котла. - Применять методику расчёта к различным типам котельных установок.
Результат обучения: формирование суждений
- - Анализировать характеристики и эффективность различных конструкций паровых котлов. - Оценивать влияние параметров на работу котельной установки в системе электростанции.
Результат обучения: коммуникативные способности
- - Перечислять основные формы и средства профессиональной коммуникации. – Определять особенности речевого взаимодействия в профессиональной среде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - Составлять материальный и тепловой балансы горения; – Рассчитывать и выбирать тип горелочных устройств в зависимости от мощности парогенератора и вида топлива -Рекомендовать тип и число горелочных устройств, а также их расположение по периметру топочной камеры для достижения наилучшей полноты сгорания топлива, исключения шлакования топки, снижения образования вредных пылегазовых выбросов в атмосферу; -Выполнять теплотехнологические расчеты теплотехнологических установок, определять эффективность различных вариантов использования энергетических ресурсов
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Практическая работа №1-4 | 0-100 |
Практическая работа № 5-8 | ||
СРО №1-3 | ||
Рубежный контроль №1 | ||
2 рейтинг | Практическая работа №9-11 | 0-100 |
Практическая работа № 12-15 | ||
СРО №4-6 | ||
Рубежный контроль №2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Работа на практических занятиях | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. | Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. |
Собеседование по контрольным вопросам | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Источники энергии котельных агрегатов
- Тепловой и эксергетический балансы котельного агрегата
- Сжигание газообразных топлив в топках котельных агрегатов
- Сжигание жидких топлив в котельных агрегатах
- Сжигание твердых топлив в котельных агрегатах
- Теплообмен в радиационных и конвективных поверхностях нагрева котельного агрегата
- Гидродинамика систем с естественной и принудительной циркуляцией
- Аэродинамика газовоздушного тракта котельного агрегата
- Водный режим котельной установки
- Тепловые схемы и основные элементы котельных агрегатов
- Стандартизация параметров и мощностей котельных установок
- Конструктивные схемы паровых и водогрейных котлов
- Системы топливоподачи, золо и шлкакоудаления
- Коррозия, абразивный износ, загрязнение и очистка поверхностей нагрева котельного агрегата
Основная литература
- 1. Бадмаев Ю.Ц., Хусаев Н.С., Балданов М.Б. Котельные установки и парогенераторы: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Лань, 2023. – 208 с. – ISBN 978-5-507-47032-7.
- 2. Лебедев В.М., Приходько С.В. Тепловой расчёт котельных агрегатов средней паропроизводительности: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2022. – 184 с.
- 3. Горюнова И.Ю., Похорилер В.Л. Котельные установки ПТУ и ПГУ: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2020. – 142 с. – ISBN 978-5-7996-3130-7.
- 4. Мунц В.А., Павлюк Е.Ю., Прошин А.С. Котельные установки и парогенераторы: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2020. – 160 с. – ISBN 978-5-7996-3145-1.
- 5. Карякин. Котельные установки и парогенераторы. Основы и методика теплового расчёта: учебное пособие. – 2022.
Дополнительная литература
- Липов Ю.М., Третьяков Ю.М. Котельные установки и парогенераторы - Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2003.
- Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2007 – 270 б. 2007
- Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Мысалдар мен есептер. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2008 – 206 б.