Турбины ТЭС

Дуйсембаева Гульнур Сеитхановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина охватывает теоретические и практические аспекты устройства, функционирования и эксплуатации паровых и газовых турбин, применяемых на тепловых электростанциях. Студенты изучают конструктивные особенности турбин, термодинамические циклы, процессы расширения пара и газа, принципы повышения КПД, вопросы надежности и технического обслуживания. В результате студент сможет применять и выбирать методы испытаний, монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации паровых и газовых турбин, применяемых на тепловых электростанциях

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Основы гидрогазодинамики в тепловых процессах
  • Основы гидрогазодинамики в тепловых процессах

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является изучение паровых турбин тепловых и атомных электрических станций, их конструкциями, принципами действия, основами расчета
Задача
  • В результате изучения курса студенты должны знать законы преобразования тепловой энергии в турбинной ступени и турбине в целом, конструкции паровых и газовых турбин, принцип действия и режимы их работы, уметь рассчитывать турбинную ступень и турбину в целом, получить инженерные навыки в ходе проведения лабораторных работ связанных с эксплутационными особенностями при работе турбинного оборудования.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать типы и конструктивные схемы паровых и газовых турбин. Понимать физические и термодинамические процессы, происходящие в турбинах при преобразовании энергии. Владеть знаниями о параметрах работы, назначении узлов и систем турбин, а также о принципах их взаимодействия с другими элементами энергоблока.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Выполнять тепловые и механические расчёты турбинных установок. Применять методики расчёта КПД, расхода пара, потерь энергии и оценивать рабочие характеристики турбин. Использовать полученные знания при анализе эксплуатационных режимов и диагностики технического состояния турбин.
Результат обучения: формирование суждений
  • Оценивать эффективность и надёжность различных конструкций и схем турбин. Принимать инженерно обоснованные решения при выборе оборудования, модернизации турбин и устранении неисправностей. Анализировать влияние отклонений технологических параметров на работу турбин и предлагать пути их оптимизации.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Оформлять технические расчеты, заключения и проектные материалы. Обосновывать технические решения в письменной и устной форме при работе в команде или перед руководством. Вести профессиональный диалог с представителями смежных инженерных направлений (теплотехника, автоматизация, КИПиА и др.).
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Самостоятельно осваивать новые технологии и подходы в области турбостроения и эксплуатации турбин. Изучать техническую и нормативную документацию, необходимую для обслуживания и модернизации оборудования. Критически оценивать научную информацию и применять её для решения практических задач в профессиональной деятельности.
*TeachingMethods(zh-CN)*

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практика 1 - Тепловые циклы и конструкция паровой турбины (ПТУ). Основные узлы и конструкция паровой турбины. Закрепление лекционного материала, решение задач. 0-100
Практика 2- Принципиальные тепловые схемы современных ПТУ. Классификация турбин. Закрепление лекционного материала, решение задач.
Практика 3- Паровые турбины. Особенности преобразования энергии в паротурбинной ступени. Закрепление лекционного материала, решение задач.
СРС 1- Теория турбинной ступени
СРС 2- Многоступенчатые турбины
Устный опрос
Рубежный контроль №1
2  *Rating(zh-CN)* Практика 1- Схемы и циклы газотурбинных установок (ГТУ). Закрепление лекционного материала, решение задач. 0-100
Практика 2- Методы повышения КПД газотурбинных установок.
Практика 3- Эксплуатация турбинных установок. Задачи эксплуатации. Закрепление лекционного материала, решение задач.
СРС 1- Работа турбины на переменных режимах
СРС 2-Турбины для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии
Устный опрос
Рубежный контроль №2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Задания в тестовой форме для рубеж-ного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Значение и место паровых турбин в энергетической установке
  • Тепловые циклы и конструкция паровой турбины (ПТУ). Основные узлы и конструкция паровой турбины. Тепловой цикл турбинной установки. Комбинированная выработка теплоты и электрической энергии. Промежуточный перегрев пара. Регенераторный подогрев питательной воды. Принципиальные тепловые схемы современных ПТУ. Классификация турбин.
  • Особенности преобразования энергии в паротурбинной ступени. Уравнение Эйлера. Относительный лопаточный КПД ступени. Радиальные и радиально-осевые ступени. Геометрические и газодинамические характеристики решеток паротурбинных ступеней
  • Особенности определения размеров паротурбинных ступеней. Внутренний относительный КПД. Особенности расчёта размеров решёток сопловых и рабочих лопаток для одновенечных ступеней. Дополнительные потери. Потери трения диска и лопаточного бандажа. Потери, связанные с парциальным подводом пара. Потери от утечек. Лабиринтные уплотнения.
  • Многоступенчатые паровые турбины (МПТ). Особенности теплового процесса в МПТ. Коэффициент возврата теплоты. Сепарация влаги в турбине.
  • Турбины для комбинированной выработки теплоты и электрической энергии. Турбины с противодавлением. Турбины с промежуточным регулируемым отбором пара. Турбины с противодавлением и регулируемым отбором пара. Турбины с двумя регулируемыми отборами пара.
  • Регулирование паровых турбин. Регулирование угловой скорости ротора. Регуляторы скорости. Нечувствительность системы регулирования. Механизм регулирования. Параллельная работа турбоагрегатов. Суммарная нечувствительность систем регулирования. Сервомоторное регулирование.
  • Схемы и циклы газотурбинных установок (ГТУ). Общие сведения. Основные показатели, характеризующие ГТУ, и способы повышения экономичности ГТУ. Одновальные ГТУ с регенерацией. ГТУ со ступенчатым сжатием и со ступенчатым сгоранием.
  • Сложные и многовальные ГТУ. Замкнутые ГТУ. ГТУ с утилизацией теплоты. Парогазовые установки. ГТУ в энергетике.
  • Эксплуатация турбинных установок. Задачи эксплуатации. Критерии надѐжности работы турбин. Пуск турбины. Стационарная работа. Изменение аксиальных и радиальных зазоров в проточной части турбины. Техника безопасности и вопросы экологии при эксплуатации паровых турбин.
Основная литература
  • Энерго- и экологически эффективные технологии генерации холода и теплоты Александр Бараненко, О. Б. Цветков, Ю. А. Лаптев 2018.
  • Турбины тепловых и атомных электростанций. Проект многоступенчатой паровой турбины : учебное пособие / В. И. Беспалов, С. У. Беспалова; Томский политехнический университет (ТПУ), Институт дистанционного образования (ИДО). — Томск: Изд-во ТПУ, 2016. — 100 с.: ил.. — Библиогр.: с. 76-78.
  • Трухний А.Д., Ломакин Б.В. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки. – М.: Издательство МЭИ, 2012. – 540 с.
  • Ветошкин А.Г. Основы инженерной экологии: Учебное пособие. Изд.: Лань 2018. http://rmebrk.kz/book/1163498.
  • Курманбаева, А.С. Промышленная экология: Учебно-методический комплекс дисциплины. / Р.М. Тазитдинова. - Кокшетау: КГУ им. Ш. Уалиханова, 2019. http://rmebrk.kz/book/1034495
  • "Общая энергетика: Энергетическое оборудование, Часть 2: справочник для академического бакалавриата" - М.: Издательство Юрай, 2017.
  • "Нагнетатели и тепловые двигатели. Тепловой расчет паровой многоступенчатой противодавленческой турбины: учебно - методическое пособие к выполнению курсовой работы" / Сост. П. Н. Коновалов, А. А. Верхоланцев, М. С. Липатов. СПбГУПТД ВШТЭ, СПб., 2018.
Дополнительная литература
  • Щегляев А.В. Паровые турбины. - М.: Энергия, 1976. - 368 с.
  • Паровые и газовые турбины: Сборник задач: Учебное пособие для вузов. /Г.С.Самойлович, Б.М.Трояновский, В.Б.Нитусов, А.Н.Занин. Под ред. Г.С. Самойловича и Б.М.Трояновского. - М.: Энергоатомиздат, 1987.
  • "Электрический нагрев: основы физики процессов и конструктивных расчетов: учебное пособие" / И. В. Юдаев, Е. Н. Живописцев. СПб.: Лань, 2018.
  • "Паровые котлы тепловых электростанций" / М.И.Резников, Ю.М. Липов. М.: Энергоиздат, 2021.