Основы композиции, графика и макетирование
Описание: Изучение основных законов и видов архитектурной композиции, их практическое применение при создании архитектурно-градостроительных и дизайн объектов. Освоение средств и приемов графического формообразования, а также объемного моделирования с их творческой интерпретацией при решении различных типов композиционных задач. Получение навыков эскизной разработки и оформления чертежей и объемных моделей.
Количество кредитов: 8
Пререквизиты:
- Рисунок
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 60 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 45 |
СРО | 120 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен ( практическое задание по композиции, графике и макетированию) |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Изучение основных законов архитектурного формообразования с овладением профессиональных навыков графического изображения и техники макетирования архитектурно-градостроительных и дизайн-объектов.
Задача
- - изучить основные композиционные закономерности, приемы и средства создания объемно-пространственных форм; – освоить приемы и средства гармонизации формы при создании различных видов архитектурной композиции в процессе творческого поиска; - изучить традиционные и современные инструменты и приемы, используемых в архитектурной графике и макетировании; - практически освоить различные виды архитектурной графики, приемы и средства изображения; - овладеть различными приемами эскизного и демонстрационного макетирования; - развить объемно-пространственное мышление и воображение; - сформировать графические основы творческого мировоззрения и культуры.
Результат обучения: знание и понимание
- знание и понимание основных законов композиции, приемов графического оформления чертежей, приемов макетного моделирования.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применение и понимание полученных знаний законов композиционного построения объемно-пространственных форм, использование приемов графической подачи проектов, приемов макетирования в архитектурном проектировании
Результат обучения: формирование суждений
- формирование способности сравнения и анализа создаваемых форм, развитие пространственного мышления.
Результат обучения: коммуникативные способности
- способность проговаривать и обсуждать основные этапы творческих заданий, давать критическую оценку художественным качествам создаваемых форм.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- способность воспринимать обучающий контент, собирать профессиональную информацию из литературных источников, обрабатывать и анализировать материал;
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: -применение специальных активных форм обучения –беседы, демонстрация и обсуждение иллюстраций(слайдов) и наглядных пособий, мозговой штурм (выработка вариантных решений); -построение сценариев развития различных ситуаций с заданными условиями; - самостоятельное исследование студентов в процессе обучения; -решение учебных задач
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Тема 2. Приемы линейной карандашной графики. Упражнение. | 0-100 |
Тема 3. Приемы тушевой графики. Упражнение" 3 композиции в тушевой графике" | ||
Тема 4. Приемы макетирования. Техника макетирования в процессе проектирования. Упражнение "Приемы макетирования, техника вырезания, изгибов." | ||
Тема 5. Три основных вида композиции. Задание в технике быстрого макетирования. Объективные свойства формы. | ||
Тема 6. Симметрия. Задание " Виды симметрии" в технике аппликации. | ||
2 рейтинг | Тема 8. Ритм. Фронтальная композиция. Эскизы. Чистовой макет. | 0-100 |
Тема 10. Пропорции. Объемная композиция. Эскизы. Макет. | ||
Тема 11. Глубинно-пространственная композиция. Эскизы, макет. | ||
Тема 12. Элементы графической подачи архитектурного проекта. Генплан. | ||
Тема 13. Антураж, стаффаж. Работа с аналогами. Калькирование. | ||
Тема.14, 15. Фасад. Графические приемы оформления. | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
практические задания | 1.Гармония в работе (композиции/макете). Отдельные элементы композиции/макета органично сочетаются друг с другом. 2.Разнообразие применяемых приемов в работе формирует целостную композицию. 3.Присутствует и ярко выражен художественный образ работы(композиции/макета) 4.Работа(композиция/макет) выполнена на высоком уровне, качественно, с использованием необходимых инструментов и материалов. | 1. Отдельные элементы композиции/макета сочетаются друг с другом, присутствуют элементы незначительно нарушающие общую гармонию. 2. В работе применены приемы формообразования не в полной мере, но целостность композиции сформирована. 3.Художественный образ присутствует, но выражен недостаточно ярко. 4.Работа(композиция/макет) выполнена хорошо, с использованием необходимых инструментов и материалов. | 1. Отдельные элементы композиции/макета не органично сочетаются друг с другом, общая гармония композиции/макета немного нарушена. 2. В работе применены приемы формообразования не в полной мере, целостность композиции нарушена незначительно. 3. Художественный образ присутствует, но отсутствуют элементы эстетики, и это несколько вредит общему восприятию работы. 4.Качество работы (композиции/макета) удовлетворительное. | 1.Отсутствие гармонии в композиции/макете. Отдельные элементы композиции/макета не сочетаются друг с другом. 2. В работе не применяются изучаемые приемы формообразования. 3.Художественный образ отсутствует, в работе нет эстетической привлекательности, что сильно вредит общему восприятию работы. 4.Качество исполненной работы (композиции/макета) не соответствует требованиям изучаемой дисциплины. |
экзамен | Работа выполнена в срок и завершена. Композиция гармонична, элементы соподчинены и органично сочетаются друг с другом. В композиции присутствует определенный художественный образ, Работа эстетична и исполнена на высшем уровне качества Студент целесообразно применил приемы и навыки полученные при изучении дисциплины при решении задачи экзамена | Работа выполнена в срок, возможно не завершена в полной мере, но недостатки в работе очень незначительны. Композиция в большей мере гармонична, элементы сочетаются друг с другом. Композиция выражает художественный образ, эстетична и исполнена на хорошем уровне качества. Студент в значительной мере целесообразно применил приемы и навыки полученные при изучении дисциплины при решении задачи экзамена | Работа выполнена в срок, возможно не завершена в полной мере, но недостатки в работе значительны. Композиция не гармонична, сочетание элементов незначительно нарушено. Композиция подразумевает художественный образ, и исполнена на удовлетворительном качественном уровне Студент в большей мере целесообразно применил приемы и навыки полученные при изучении дисциплины при решении задачи экзамена | Работа не завершена, недостатки в работе являются значительными. Композиция в целом не гармонична, сочетание элементов сильно нарушено. Композиция не в полной мере содержит художественный образ, и ее качество исполнения неудовлетворительно. Студент не целесообразно применил приемы и навыки полученные при изучении дисциплины при решении задачи экзамена |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы практических занятий
- Тема 1
- Тема 2
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
- Тема 13
- Тема
Основная литература
- 1. Чарльз Дж.Рамсей, Гарольд Р. Слипер. Архитектурные графические стандарты (Десятое издание. Американский институт архитекторов). – М.: Архитектура-С, 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://science.totalarch.com/book/1096.rar - Стереотипное издание. 2. Чинь Франсис Д.К. Архитектурная графика / Под ред. Гинзбурга Н., - М.: АСТ, 2010. (Стереотипное издание). [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://science.totalarch.com/book/0029.rar 3. Белоусова О.А. Архитектурное моделирование: учебное пособие / Белоусова О.А.. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 64 c. — ISBN 978-5-9227-0817-3. — Текст: электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80734.html 4. Заварихин С. П., Архитектура: Композиция и Форма. Учебник для ВУЗов, Издательство: Юрайт 2019. https://megamarket.ru/catalog/details/arhitektura-kompoziciya-i-forma-uchebnik-dlya-vuzov-100025701737/ 5. Мелодинский Д.Л. Ритм в архитектурной композиции: Учебное пособие 2022 https://booksrus.pl/catalog/knigi/spravochnaya-literatura/kultura-iskusstvo/arkhitektura/arkhitektura-mira/ritm-v-arkhitekturnoy-kompozitsii-uchebnoe-posobie/
Дополнительная литература
- 6. Кудряшев К.В. Архитектурная графика: учебное пособие для вузов. - М: Архитектура_С, 2004. – 308 с. (Стереотипное издание). 7. Зайцев К.В. Современная архитектурная графика. - М.: Стройиздат, 1970. 8. Драчева Л.В., Феоктистова Е.А. Графика и макетирование. Методические указания. Ч.-1.- У-Ка: ВКГТУ, 2002; 8. Драчева Л.В. Феоктистова Е.А. Графика и макетирование. Методическое пособие. Ч.-2.- У-Ка: ВКГТУ, 2004; 9. Архитектурный дайджест №1. Электронный ресурс: https://vk.com/@sky_arch-daidzhest 10. Антал Я., Кушнир Л. Архитектурное черчение. – М.: Стройиздат, 1980. 11. Кузнецова Н.В., Долженкова М.В. Графическое оформление архитектурно-строительных чертежей. – Учебное пособие— Тамбов: ТГТУ, 2011. — 84 с. 12. Landscape Architecture Magazine (номера с 2012 по 2022 год) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://landscapearchitecturemagazine.org/ 13. Сафин А. Основы графики/Модный градус с Андреем Сафиным. Учебный видеокурс. 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_k_jAnJ3xVs 14. Иконников А., Степанов Г., “Основы архитектурной композиции”. - М: Искусство, 1981. 15. Бархин В.Г. “Методика архитектурного проектирования”.- М.: Стройиздат, 1982 . 16. Д..Л.Мелодинский. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. Издательство: Архитектура-С, 2004.. 17. Араухо И. “Основы композиции”. - М.: Высшая школа, 1982. 18. Александр Степанов, Михаил Туркус. Объемно-пространственная композиция в архитектуре. Издательство: Архитектура-С, 2012. 2. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 3. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 4. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com