Проектирование горнодобывающих предприятий
内容描述: Дисциплина дает представление об особенностях проектирования горных предприятий, предназначенных для подземной разработки месторождений полезных ископаемых, разработки и управления проектом, оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Строительство горных предприятий
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Устный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- формирование комплекса знаний о порядке и организации проектирования строительства и реконструкции рудников, применяемым методам проектирования и нормативным документам.
Задача
- - изучение нормативных документов и методологии проектирования горнорудных предприятий; - формирование умения осуществлять выбор рациональных способов отработки запасов рудных месторождений; календарного развития горных работ; обосновывать эффективность реализации проектных решений; - формирование навыков анализа горно-геологических условий и выбора рациональной технологии и горного оборудования при разработке рудных месторождений варианта.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание и понимание этапов жизненного цикла проекта; этапов разработки и реализации проекта; методов разработки и управления проектами.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ; объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта - управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.
Результат обучения: формирование суждений
- анализировать горно-геологическую и горнотехническую обстановку при обосновании параметров рудников; производить расчёт основных параметров рудников и технологических процессов горного производства; применять полученные знания при обосновании принятия инженерных решений; анализировать различные технологии горного производства.
Результат обучения: коммуникативные способности
- иметь навыки самостоятельной проектной работы и в составе творческих коллективов; навыки разработки, согласования и утверждения в установленном порядке технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок, качество и безопасность выполнения горных, горностроительных и взрывных работ в сфере своей профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- способность использования нормативных документов по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и подземных объектов; готовностью к разработке проектных инновационных решений по эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, строительству и эксплуатации подземных объектов.
*TeachingMethods(zh-CN)*
. Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №1 | 0-100 |
Практическая работа №2 | ||
Практическая работа №3 | ||
Устный опрос | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №4 | 0-100 |
Практическая работа №5 | ||
Практическая работа №6 | ||
Устный опрос | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
. Работа на практических занятиях | выполнил практическое задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новых задачах | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2- 3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил задание не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил задание не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося | В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы. | В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель. | Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. | Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия. |
. Работа с лекционным материалом и ответы на вопросы (устно и письменно) | ||||
Ответ на задания рубежного контроля | ||||
Итоговый контроль | Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов или вопросов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты или вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий или вопросов низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1. Организация проектирования горных предприятий. Цель и задачи дисциплины. Роль проектирования в развитии подземной разработки месторождений. Организация проектных работ горных предприятий. Направления совершенствования проектирования горных предприятий.
- 2. Содержание проектов строительства и реконструкции горных предприятий. Стадии и этапы проектирования горных предприятий.
- 3. Проектная документация. Рабочая документация. Сметная документация. Типовые, унифицированные и повторно применяемые проекты и проектные решения. Особенности разработки проекта ликвидации (консервации) шахты.
- 4. Информационная база проектирования. Общее представление информационного обеспечения проектирования горных предприятий. Исходные данные для проектирования. Характеристика нормативной базы проектирования. Основные банки данных.
- 5. Методы определения проектных параметров горных предприятий. Элементы теории принятия решений при проектировании горных предприятий. Основные понятия. Классификация условий принятия решений. Сведения о теории принятия решений. Моделирование задач принятия решений.
- 6. Основные методические принципы анализа и синтеза технологической схемы предприятия. Исходные характеристики и поэтапность проектирования предприятий. Качественные и количественные параметры шахт, динамика их изменения. Поэтапность проектирования шахт и обновления шахтного фонда.
- 7. Прогнозирование при проектировании предприятий. Этапы прогнозирования развития шахт. Задачи прогнозирования работы шахт. Классификация методов прогнозирования.
- 8. Эффективность и оптимальность при проектировании предприятий. Основные требования к технологической схеме шахт. Показатели эффективности проектных решений и работы шахт.
- 9. Критерий оптимальности проектных решений. Надежность определения оптимальных параметров шахт. Методология разработки экономической части проектов.
- 10. Проектирование основных параметров предприятия и его рациональной технологической схемы. Общие положения. Последовательность разработки проекта строительства новой шахты.
- Обоснование и выбор рациональных вариантов технологической схемы шахты. Обоснование порядка отработки запасов шахтного поля. Управление запасами при отработке шахтного поля.
- Проектирование технологических подсистем предприятия. Проектирование и оценка системы безопасности на шахтах.
- 13. Обоснование структур механизации горных работ. Принципы выбора прогрессивных средств механизации горных работ. Проектирование механизации подготовительных и очистных работ.
- 14. Проектирование технологических подсистем предприятия. Проектирование схемы и параметров вентиляции шахты. Проектирование систем подземного транспорта.
- Оценка эффективности и качества проектных решений. Измерение эффективности и качества проектов. Интегральная оценка качества проектов шахт.
Основная литература
- 1. Малкин А.С. Проектирование шахт: Учебник для вузов / А.С.Малкин, Л.А.Пучков, А.Г.Саламатин, В.М.Еремеев/ М.: Издательство Академии горных наук, 20014 г. 376с. 2. Шестаков В. А. Проектирование горных предприятий: учеб. для вузов. - 3-е изд. – М.: Изд-во Моск. гос. горн. ун-та, 20015. – 795 с. 3. Проектирование горных предприятий: Методические указания к практическим занятиям / Санкт-Петербургский горный университет. Сост.: А.В. Монтиков, П.Н. Дмитриев. СПб, 2021. 37 с. 4. Вылегжанин В. Н. Проектирование шахт: учеб. пособие / В. Н. Вылегжанин, В. П. Мазикин, В. Н. Хомченко; под ред. В. Н. Вылегжанина. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2015. – 112 с.
Дополнительная литература
- 5. Егоров П. В. Проектирование угольных шахт: учеб. пособие / П. В. Егоров, А. Н. Супруненко, А. И. Набоков; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2005. – 221 с 6. Попов В. Н., Чекалин С. И. Геодезия. – М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2015. 7. Попов В. Н., Букринский В. А. Геодезия и маркшейдерия. – М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2017. 8. Поклад Г. Г., Гриднев С. П. Геодезия. – М.: Академический проект, 2017. 9. Голик, В.И. Подземная разработка месторождений: Учебное пособие / В.И. Голик. - М.: Инфра-М, 2017. - 384 c. 10. Голик, В.И. Разработка месторождений полезных ископаемых: Учебное пособие / В.И. Голик. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c.