Проектирование горнодобывающих предприятий

Кумыкова Татьяна Михайловна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина дает представление об особенностях проектирования горных предприятий, предназначенных для подземной разработки месторождений полезных ископаемых, разработки и управления проектом, оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Строительство горных предприятий

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование комплекса знаний о порядке и организации проектирования строительства и реконструкции рудников, применяемым методам проектирования и нормативным документам.
Задача
  • - изучение нормативных документов и методологии проектирования горнорудных предприятий; - формирование умения осуществлять выбор рациональных способов отработки запасов рудных месторождений; календарного развития горных работ; обосновывать эффективность реализации проектных решений; - формирование навыков анализа горно-геологических условий и выбора рациональной технологии и горного оборудования при разработке рудных месторождений варианта.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание и понимание этапов жизненного цикла проекта; этапов разработки и реализации проекта; методов разработки и управления проектами.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ; объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта - управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.
Результат обучения: формирование суждений
  • анализировать горно-геологическую и горнотехническую обстановку при обосновании параметров рудников; производить расчёт основных параметров рудников и технологических процессов горного производства; применять полученные знания при обосновании принятия инженерных решений; анализировать различные технологии горного производства.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • иметь навыки самостоятельной проектной работы и в составе творческих коллективов; навыки разработки, согласования и утверждения в установленном порядке технических, методических и иных документов, регламентирующих порядок, качество и безопасность выполнения горных, горностроительных и взрывных работ в сфере своей профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • способность использования нормативных документов по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и подземных объектов; готовностью к разработке проектных инновационных решений по эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, строительству и эксплуатации подземных объектов.
*TeachingMethods(zh-CN)*

. Лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическая работа №1 0-100
Практическая работа №2
Практическая работа №3
Устный опрос
2  *Rating(zh-CN)* Практическая работа №4 0-100
Практическая работа №5
Практическая работа №6
Устный опрос
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
. Работа на практических занятиях выполнил практическое задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новых задачах выполнил требования к оценке «5», но допущены 2- 3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил задание не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил задание не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы. В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель. Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия.
. Работа с лекционным материалом и ответы на вопросы (устно и письменно)
Ответ на задания рубежного контроля
Итоговый контроль Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов или вопросов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты или вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий или вопросов низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1. Организация проектирования горных предприятий. Цель и задачи дисциплины. Роль проектирования в развитии подземной разработки месторождений. Организация проектных работ горных предприятий. Направления совершенствования проектирования горных предприятий.
  • 2. Содержание проектов строительства и реконструкции горных предприятий. Стадии и этапы проектирования горных предприятий.
  • 3. Проектная документация. Рабочая документация. Сметная документация. Типовые, унифицированные и повторно применяемые проекты и проектные решения. Особенности разработки проекта ликвидации (консервации) шахты.
  • 4. Информационная база проектирования. Общее представление информационного обеспечения проектирования горных предприятий. Исходные данные для проектирования. Характеристика нормативной базы проектирования. Основные банки данных.
  • 5. Методы определения проектных параметров горных предприятий. Элементы теории принятия решений при проектировании горных предприятий. Основные понятия. Классификация условий принятия решений. Сведения о теории принятия решений. Моделирование задач принятия решений.
  • 6. Основные методические принципы анализа и синтеза технологической схемы предприятия. Исходные характеристики и поэтапность проектирования предприятий. Качественные и количественные параметры шахт, динамика их изменения. Поэтапность проектирования шахт и обновления шахтного фонда.
  • 7. Прогнозирование при проектировании предприятий. Этапы прогнозирования развития шахт. Задачи прогнозирования работы шахт. Классификация методов прогнозирования.
  • 8. Эффективность и оптимальность при проектировании предприятий. Основные требования к технологической схеме шахт. Показатели эффективности проектных решений и работы шахт.
  • 9. Критерий оптимальности проектных решений. Надежность определения оптимальных параметров шахт. Методология разработки экономической части проектов.
  • 10. Проектирование основных параметров предприятия и его рациональной технологической схемы. Общие положения. Последовательность разработки проекта строительства новой шахты.
  • Обоснование и выбор рациональных вариантов технологической схемы шахты. Обоснование порядка отработки запасов шахтного поля. Управление запасами при отработке шахтного поля.
  • Проектирование технологических подсистем предприятия. Проектирование и оценка системы безопасности на шахтах.
  • 13. Обоснование структур механизации горных работ. Принципы выбора прогрессивных средств механизации горных работ. Проектирование механизации подготовительных и очистных работ.
  • 14. Проектирование технологических подсистем предприятия. Проектирование схемы и параметров вентиляции шахты. Проектирование систем подземного транспорта.
  • Оценка эффективности и качества проектных решений. Измерение эффективности и качества проектов. Интегральная оценка качества проектов шахт.
Основная литература
  • 1. Малкин А.С. Проектирование шахт: Учебник для вузов / А.С.Малкин, Л.А.Пучков, А.Г.Саламатин, В.М.Еремеев/ М.: Издательство Академии горных наук, 20014 г. 376с. 2. Шестаков В. А. Проектирование горных предприятий: учеб. для вузов. - 3-е изд. – М.: Изд-во Моск. гос. горн. ун-та, 20015. – 795 с. 3. Проектирование горных предприятий: Методические указания к практическим занятиям / Санкт-Петербургский горный университет. Сост.: А.В. Монтиков, П.Н. Дмитриев. СПб, 2021. 37 с. 4. Вылегжанин В. Н. Проектирование шахт: учеб. пособие / В. Н. Вылегжанин, В. П. Мазикин, В. Н. Хомченко; под ред. В. Н. Вылегжанина. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2015. – 112 с.
Дополнительная литература
  • 5. Егоров П. В. Проектирование угольных шахт: учеб. пособие / П. В. Егоров, А. Н. Супруненко, А. И. Набоков; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2005. – 221 с 6. Попов В. Н., Чекалин С. И. Геодезия. – М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2015. 7. Попов В. Н., Букринский В. А. Геодезия и маркшейдерия. – М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2017. 8. Поклад Г. Г., Гриднев С. П. Геодезия. – М.: Академический проект, 2017. 9. Голик, В.И. Подземная разработка месторождений: Учебное пособие / В.И. Голик. - М.: Инфра-М, 2017. - 384 c. 10. Голик, В.И. Разработка месторождений полезных ископаемых: Учебное пособие / В.И. Голик. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c.