Геодезия
内容描述: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования (топографические съёмки для составления топографических карт и планов, создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическая обработка результатов геодезических измерений, решение задач на топографических картах и планах).
贷款数: 5
Пререквизиты:
- География. Школьный курс
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Дать студентам представление: - о составе и содержании топографо-геодезических работ, выполняемых при создании топографической основы, проводимых при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений; - о перенесении проектов в натуру; - о методах производства геодезического обеспечения при строительстве различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов).
Задача
- Студент должен знать состав и технологию геодезических работ, обеспечивающих проектирование и строительство различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов); технологию отдельных видов геодезических работ для различных земельно-кадастровых мероприятий; методы геодезических измерений и исполнительных съёмок, способы картографирования земельных ресурсов.
Результат обучения: знание и понимание
- - специфики выполнения топографо-геодезических и картографических работ;
- - геодезических приборов и инструментов, используемых для геодезических измерений, математической обработки их результатов, а также методов создания топографических карт (планов).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение применять современные методы и способы геодезических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач; - к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки работы с геодезическими приборами и инструментами.
- Способность составлять геодезическую техническую документацию.
*TeachingMethods(zh-CN)*
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
- решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лекция | 0-100 |
Практические занятия | ||
Защита рефератов 1 | ||
Контрольная работа | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лекция | 0-100 |
Практические занятия | ||
Защита рефератов 2 | ||
Контрольная работа | ||
Защита рефератов 3 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Лекция | Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. | Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. | Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. | Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя. |
Практические занятия | Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. | Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. | Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. | Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи. |
Реферат | выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе. |
Контрольная работа | выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. | выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. | выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. | выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Рейтинг | Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | Выставляется, если темы рейтинга не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же задания не представлены вовсе. |
Экзамен | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Форма и размеры Земли. Основные понятия о фигуре и размерах Земли. Понятие о геоиде, земном эллипсоиде, референц-элипсоиде, референц-элипсоиде Красовского. Международный эллипсоид WGS-84. Методы определения формы и размеров Земли.
- Системы координат и высот, применяемые в геодезии. Географические и геодезические координаты. Параллели и меридианы как координатные линии. Широта и долгота. Системы координат на плоскости. Плоская условная система прямоугольных координат. Зональная система плоских прямоугольных координат. Равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера. Система плоских полярных координат. Геоцентрические пространственные системы координат WGS-84, ПЗ-90. Абсолютные и относительные высоты точек местности и превышения между ними.
- Ориентирование линий. Азимуты (истинный, магнитный), дирекционные углы, румбы. Связь между ними. Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Прямая и обратная геодезические задачи.
- Топографические карты, планы. Аэроснимок и космический снимок. Профили местности. Масштабы карт и планов, их виды: численный, линейный, поперечный. Предельная точность масштабов. Условные знаки. Номенклатура и разграфка листов топографических карт и планов. Рельеф земной поверхности и его изображение на топографических картах и планах. Основные формы рельефа. Способ горизонталей. Высота сечения рельефа, заложение, уклон местности. Изображение земной поверхности в цифровом виде.
- Задачи, решаемые по топографическим картам и планам. Определение прямоугольных и геодезических координат точек на топографических картах и планах и нанесение точек на план или карту по координатам. Определение углов ориентирования линий. Решение задач по плану или карте с горизонталями. Определение площадей. Построение продольных профилей по данным топографического плана.
- Геодезические измерения и их точность. Единицы измерений, применяемые в геодезии. Понятие о методах геодезических измерений и их точности. Понятие о погрешностях измеренных величин и характеристиках точности измерений. Элементы теории погрешностей измерений. Виды измерений: равноточные и неравноточные. Ошибки измерений, их виды (грубые, систематические, случайные). Свойства случайных ошибок. Вероятнейшее значение измеренной величины (принцип арифметической середины). Методы оценки точности измерений. Средняя квадратическая ошибка. Абсолютная и относительная ошибки. Предельная ошибка.
- Угловые измерения. Сущность измерения горизонтальных углов и углов наклона. Виды угломерных инструментов. Теодолиты и их классификация, устройство и поверки. Способы измерения горизонтальных углов и углов наклона. Цифровые теодолиты и электронные тахеометры.
- Линейные измерения. Общие сведения о назначениях, методах, точности измерений и типах мерных приборов. Способы измерения длин линий. Понятие о свето- и радиодальномерах. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер. Измерение длин линий мерными лентами. Лазерные дальномеры.
- Измерение превышений. Виды нивелирования. Сущность геометрического нивелирования. Нивелирные знаки. Типы нивелиров, их поверки и юстировки. Нивелирные рейки. Техническое нивелирование. Построение профилей при продольном и поперечном нивелировании. Понятие о лазерных и цифровых нивелирах. Вычислительная обработка нивелирных ходов. Тригонометрическое нивелирование.
- Общие сведения о геодезических съёмках. Виды съёмок и их классификация. Выбор масштаба съёмки и высоты сечения рельефа. Приборы, применяемые при съёмках. Математическая обработка результатов геодезических измерений, выполняемых в процессе съёмки. Понятие о цифровых и математических моделях местности. Теодолитная съёмка. Мензульная съёмка.
- Тахеометрическая съёмка. Её сущность и применяемое оборудование. Методы создания геодезического обоснования съёмки. Производство съёмки. Съёмка ситуации и рельефа. Камеральная обработка полевых материалов съёмки. Составление топографического плана: нанесение точек съёмочного обоснования и пикетов съёмки, проведение горизонталей (интерполирование), оформление контурной части плана. Цифровая топографическая съёмка, её сущность и назначение. Производство съёмки с применением электронных тахеометров. Программные продукты, используемые при обработке цифровой съёмки.
- Общие сведения об опорных плановых и высотных сетях. Общие сведения о государственной геодезической сети (ГГС) Республики Казахстан. Методы создания опорных геодезических сетей. Закрепление плановых и высотных сетей. Съёмочные геодезические сети, методы их построения. Создание современного съёмочного обоснования с использованием спутниковых навигационных систем.
- Применение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) при геодезических работах. Определение положения точек земной поверхности с помощью геодезических спутниковых систем. Принцип работы ГНСС. Структурная схема GPS и ГЛОНАСС. Общие сведения о методах определения положения точек на поверхности Земли с использованием GPS-технологии. Спутниковые приёмники.
- Геодезические разбивочные работы. Вынос в натуру проектных углов и длин линий. Вынос в натуру проектных отметок линий и плоскостей. Разбивка на местности линии заданного уклона. Нивелирование поверхности. Продольное инженерно-техническое нивелирование.
- Геодезические работы на промышленных площадках шахт и карьеров.
Основная литература
- Юнусов А.Г., Беликов А.Б., Баранов В.Н., Каширкин Ю.Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2020
- Инженерлік геодезия: Оқулық. /Т. Тұяқбаев, С. Солтабаева, Ж. Нукарбекова, Ы. Жақыпбек. – Алматы: ЖШС РПБК «Дəуір», 2013 – 320 бет.
- Попов, Б. А. Основы геодезии : практикум / Б. А. Попов, И. В. Нестеренко. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 88 c. — ISBN 978-5-89040-617-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72927.html
- Инженерная геодезия: учебник для студ. учреждениий высш. проф. образования /Е.Б.Клюшин, М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев, В.Д.Фельдман; под ред. Д.Ш.Михелева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.
- Астахова И.А.Геодезия. Учебно-методическое пособие. – Майкоп, 2016.
Дополнительная литература
- Нұрпейісова М. Геодезия: Оқулық /М.Нұрпейісова. – Астана: Фолиант, 2010. – 288 б.
- Датқабаев К.М. Топографиялық-геодезиялық жұмыстарды автоматтандыру: оқу құралы. – Алматы. Қазақ университеті, 2012. – 336 бет.
- Касымканова Х.М., Мадимарова Г.С. Геодезическое обеспечение монтажных работ и геодезический контроль в строительстве: Учеб. пособие. - Алматы: КазНТУ, 2012. - 210 с. Ил. 91. Табл. 7. Библиограф. - 21 назв.