Геодезия

Асылханова Жанна Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования (топографические съёмки для составления топографических карт и планов, создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическая обработка результатов геодезических измерений, решение задач на топографических картах и планах).

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • География. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Дать студентам представление: - о составе и содержании топографо-геодезических работ, выполняемых при создании топографической основы, проводимых при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений; - о перенесении проектов в натуру; - о методах производства геодезического обеспечения при строительстве различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов).
Задача
  • Студент должен знать состав и технологию геодезических работ, обеспечивающих проектирование и строительство различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов); технологию отдельных видов геодезических работ для различных земельно-кадастровых мероприятий; методы геодезических измерений и исполнительных съёмок, способы картографирования земельных ресурсов.
Результат обучения: знание и понимание
  • - специфики выполнения топографо-геодезических и картографических работ;
  • - геодезических приборов и инструментов, используемых для геодезических измерений, математической обработки их результатов, а также методов создания топографических карт (планов).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение применять современные методы и способы геодезических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач; - к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки работы с геодезическими приборами и инструментами.
  • Способность составлять геодезическую техническую документацию.
*TeachingMethods(zh-CN)*

- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

- решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лекция 0-100
Практические занятия
Защита рефератов 1
Контрольная работа
2  *Rating(zh-CN)* Лекция 0-100
Практические занятия
Защита рефератов 2
Контрольная работа
Защита рефератов 3
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Лекция Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Практические занятия Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.
Реферат выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе.
Контрольная работа выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Рейтинг Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Выставляется, если темы рейтинга не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же задания не представлены вовсе.
Экзамен Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Форма и размеры Земли. Основные понятия о фигуре и размерах Земли. Понятие о геоиде, земном эллипсоиде, референц-элипсоиде, референц-элипсоиде Красовского. Международный эллипсоид WGS-84. Методы определения формы и размеров Земли.
  • Системы координат и высот, применяемые в геодезии. Географические и геодезические координаты. Параллели и меридианы как координатные линии. Широта и долгота. Системы координат на плоскости. Плоская условная система прямоугольных координат. Зональная система плоских прямоугольных координат. Равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера. Система плоских полярных координат. Геоцентрические пространственные системы координат WGS-84, ПЗ-90. Абсолютные и относительные высоты точек местности и превышения между ними.
  • Ориентирование линий. Азимуты (истинный, магнитный), дирекционные углы, румбы. Связь между ними. Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Прямая и обратная геодезические задачи.
  • Топографические карты, планы. Аэроснимок и космический снимок. Профили местности. Масштабы карт и планов, их виды: численный, линейный, поперечный. Предельная точность масштабов. Условные знаки. Номенклатура и разграфка листов топографических карт и планов. Рельеф земной поверхности и его изображение на топографических картах и планах. Основные формы рельефа. Способ горизонталей. Высота сечения рельефа, заложение, уклон местности. Изображение земной поверхности в цифровом виде.
  • Задачи, решаемые по топографическим картам и планам. Определение прямоугольных и геодезических координат точек на топографических картах и планах и нанесение точек на план или карту по координатам. Определение углов ориентирования линий. Решение задач по плану или карте с горизонталями. Определение площадей. Построение продольных профилей по данным топографического плана.
  • Геодезические измерения и их точность. Единицы измерений, применяемые в геодезии. Понятие о методах геодезических измерений и их точности. Понятие о погрешностях измеренных величин и характеристиках точности измерений. Элементы теории погрешностей измерений. Виды измерений: равноточные и неравноточные. Ошибки измерений, их виды (грубые, систематические, случайные). Свойства случайных ошибок. Вероятнейшее значение измеренной величины (принцип арифметической середины). Методы оценки точности измерений. Средняя квадратическая ошибка. Абсолютная и относительная ошибки. Предельная ошибка.
  • Угловые измерения. Сущность измерения горизонтальных углов и углов наклона. Виды угломерных инструментов. Теодолиты и их классификация, устройство и поверки. Способы измерения горизонтальных углов и углов наклона. Цифровые теодолиты и электронные тахеометры.
  • Линейные измерения. Общие сведения о назначениях, методах, точности измерений и типах мерных приборов. Способы измерения длин линий. Понятие о свето- и радиодальномерах. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер. Измерение длин линий мерными лентами. Лазерные дальномеры.
  • Измерение превышений. Виды нивелирования. Сущность геометрического нивелирования. Нивелирные знаки. Типы нивелиров, их поверки и юстировки. Нивелирные рейки. Техническое нивелирование. Построение профилей при продольном и поперечном нивелировании. Понятие о лазерных и цифровых нивелирах. Вычислительная обработка нивелирных ходов. Тригонометрическое нивелирование.
  • Общие сведения о геодезических съёмках. Виды съёмок и их классификация. Выбор масштаба съёмки и высоты сечения рельефа. Приборы, применяемые при съёмках. Математическая обработка результатов геодезических измерений, выполняемых в процессе съёмки. Понятие о цифровых и математических моделях местности. Теодолитная съёмка. Мензульная съёмка.
  • Тахеометрическая съёмка. Её сущность и применяемое оборудование. Методы создания геодезического обоснования съёмки. Производство съёмки. Съёмка ситуации и рельефа. Камеральная обработка полевых материалов съёмки. Составление топографического плана: нанесение точек съёмочного обоснования и пикетов съёмки, проведение горизонталей (интерполирование), оформление контурной части плана. Цифровая топографическая съёмка, её сущность и назначение. Производство съёмки с применением электронных тахеометров. Программные продукты, используемые при обработке цифровой съёмки.
  • Общие сведения об опорных плановых и высотных сетях. Общие сведения о государственной геодезической сети (ГГС) Республики Казахстан. Методы создания опорных геодезических сетей. Закрепление плановых и высотных сетей. Съёмочные геодезические сети, методы их построения. Создание современного съёмочного обоснования с использованием спутниковых навигационных систем.
  • Применение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) при геодезических работах. Определение положения точек земной поверхности с помощью геодезических спутниковых систем. Принцип работы ГНСС. Структурная схема GPS и ГЛОНАСС. Общие сведения о методах определения положения точек на поверхности Земли с использованием GPS-технологии. Спутниковые приёмники.
  • Геодезические разбивочные работы. Вынос в натуру проектных углов и длин линий. Вынос в натуру проектных отметок линий и плоскостей. Разбивка на местности линии заданного уклона. Нивелирование поверхности. Продольное инженерно-техническое нивелирование.
  • Геодезические работы на промышленных площадках шахт и карьеров.
Основная литература
  • Юнусов А.Г., Беликов А.Б., Баранов В.Н., Каширкин Ю.Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2020
  • Инженерлік геодезия: Оқулық. /Т. Тұяқбаев, С. Солтабаева, Ж. Нукарбекова, Ы. Жақыпбек. – Алматы: ЖШС РПБК «Дəуір», 2013 – 320 бет.
  • Попов, Б. А. Основы геодезии : практикум / Б. А. Попов, И. В. Нестеренко. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 88 c. — ISBN 978-5-89040-617-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72927.html
  • Инженерная геодезия: учебник для студ. учреждениий высш. проф. образования /Е.Б.Клюшин, М.И.Киселев, Д.Ш.Михелев, В.Д.Фельдман; под ред. Д.Ш.Михелева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.
  • Астахова И.А.Геодезия. Учебно-методическое пособие. – Майкоп, 2016.
Дополнительная литература
  • Нұрпейісова М. Геодезия: Оқулық /М.Нұрпейісова. – Астана: Фолиант, 2010. – 288 б.
  • Датқабаев К.М. Топографиялық-геодезиялық жұмыстарды автоматтандыру: оқу құралы. – Алматы. Қазақ университеті, 2012. – 336 бет.
  • Касымканова Х.М., Мадимарова Г.С. Геодезическое обеспечение монтажных работ и геодезический контроль в строительстве: Учеб. пособие. - Алматы: КазНТУ, 2012. - 210 с. Ил. 91. Табл. 7. Библиограф. - 21 назв.