Управление состоянием массива
Описание: Цель дисциплины освоение методов контроля и регулирования напряженно-деформированного состояния горного массива для обеспечения безопасности и устойчивости горных работ. Дисциплина изучает физико-механические свойства горных пород, методы мониторинга массива, моделирования его поведения и технологии управления его состоянием. Студенты смогут проводить анализ состояния массива, прогнозировать его поведение и применять инженерные решения для предупреждения аварийных ситуаций и повышения эффективности добычи.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Физика горных пород и процессов
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью данного курса «Управление состоянием массива горных пород» является формирование у будущего специалиста горного дела научных и методических принципов анализа, выбора и расчета основных способов управления состоянием массива горных пород для обеспечения безопасной и эффективной разработки месторождений полезных ископаемых подземным способом
Задача
- Главной задачей дисциплины «Управление состоянием массива горных пород» является дать основы и принципы по обоснованию способов и средств управления напряженно-деформированным состоянием массива горных пород ,выбору технологии и расчету основных ее параметров при воздействии на массив ,управления горным давлением, осуществляемому по месторождению в целом или в его частях, прогнозированию и предупреждению горных ударов, внезапных выбросов газа и полезного ископаемого, прорывов воды ,высоких температур и других опасных явлений в массиве гонных пород
Результат обучения: знание и понимание
- Знать общие принципы, виды организации проектирования, физико-механические свойства горных пород и методы управления состоянием массива , содержание проектной документации, методы инженерного проектирования, САПР
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, основы теоретического и экспериментального исследования в комплексной инженерной деятельности с целью моделирования объектов и технологических процессов в горном деле
Результат обучения: формирование суждений
- Выполнение проектно-конструкторской работы, самостоятельное проектирование, организация и проведение горно-геологических исследований
Результат обучения: коммуникативные способности
- Эффективно работать в качестве члена или руководителя коллектива, демонстрировать отвественность за результат работы и владеть основными методами получения, переработки и хранения информации для решения профессинальных задач горного дела
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Совершенствовать существующие и внедрять передовые методы ведения исследований, мобильность и восприимчивость к совершенствованию техники и технологии, использованиям достижений научно-технического прогресса в области горного дела
Методы преподавания
Учебная работа проводится с использованием как традиционных технологий, так и современных интерактивных. Лекции проводятся в традиционной форме. Практические занятия позволяют преподавателю более индивидуально общаться со студентами и подходят для интерактивных методов обучения.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Обсуждение лекции | 0-100 |
Выполнение практических работ | ||
Реферат (презентация) | ||
Индивидуальное семестровое задание | ||
2 рейтинг | Обсуждение лекции | 0-100 |
Выполнение практических работ | ||
Реферат (презентация) | ||
Индивидуальное семестровое задание | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Состав, строение и физические свойства горных пород
- Структурные особенности массивов горных пород
- Естественное напряженное состояние массивов пород
- Управление состоянием массива при проведении выработок и строительстве подземных сооружений
- Особенности напряжённо-деформированного состояния массива пород вокруг очистных выработок
- Основные принципы выбора способа управления состоянием массива при ведении очистных работ
- Управление состоянием массива при системах с естественным поддержанием выработанного пространства
- Поддержание выработанного пространства целиками
- Управление состоянием массива при системах с искусственным поддержанием выработанного пространства: с закладкой выработанного пространства
- Создание искусственных массивов из твердеющих смесей
- Управление состоянием массива при системах с магазинированием руды
- Управление состоянием массива при системах с креплением очистного пространства
- Управление состоянием массива при системах с обрушением руды и вмещающих пород
- Управление состоянием массива в условиях динамических проявлений горного давления
Основная литература
- Гребенкин С.С., Павлыш В.Н., Петренко Ю.А., Самойлов В.Л. Управление состоянием массива горных пород: учебник. - Донецк, 2010 г., 193 с.
- Галаев Н.З. Управление состоянием массива горных пород при разработке рудных месторождений. - М.: Недра, 2000 .
- Баклашов И.В., Картозия Б.А. Механические процессы в породных массивах. М., Недра, 2002.
- Боровков Ю.А. Управление состоянием массива пород при подземной геотехнологии. Учебное пособие. - М., Недра, 2018. - 240с.
- Вяткин А.П., Горбачев В.Г., Рубцов В.А. Твердеющая закладка на рудниках. М., Недра, 2003.
Дополнительная литература
- Трубецкой К. Н. и др. Горные науки. Освоение и сохранение недр земли. М Изд-во АГН, 1997. -477 с.
- Именитов В. Р. Процессы подземных горных работ при разработке рудных месторождений. М. Недра, 1984. -504 с.