Вскрытие и подготовка рудных и нерудных месторождений

Акылбаева Асель Темирбаевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина, являясь базовым профилирующим предметом, позволяет получить навыки по выбору и обоснованию способов, схем вскрытия и подготовки месторождений, что развивает объемное визуальное представление о составляющих элементах технологии горных работ.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Основы горного производства

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель дисциплины – дать теоретические основы знаний об основных способах вскрытия и подготовки месторождений, выработать навыки принятия технических решений при вскрытии месторождений подземным способом.
Задача
  • Задачи дисциплины: - изучение основных критериев оценки обоснования и выбора рациональных способов и схем вскрытия запасов месторождений полезных ископаемых; - определение величин шага вскрытия и протяженности шахтных полей с учетом сроков отработки запасов; - получение навыков обоснования и выбора видов и типов горнотранспортных машин и оборудования вскрывающих выработок для обеспечения производственной мощности горных предприятий; - изучение методов принятия оптимальных решений при проектировании схем вскрытия горных предприятий с подземным способом добычи.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание и понимание основных способов и схем вскрытия запасов рудных и нерудных месторождений.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применение знаний и пониманий: проектирование схем вскрытия и обоснование параметров основных вскрывающих выработок при обосновании вскрытия запасов рудных и нерудных месторождений.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирование суждений: Обосновывать принятие стратегических технологических решений по формированию схем вскрытия и выбору последовательности разработки запасов в шахтном поле при разработке рудных и нерудных месторождений подземным способом.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникативные способности: определение и анализ технико-экономических показателей схем вскрытия и подготовки.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки обучения или способность к учебе: конструировать или принимать типовые сечения вскрывающих и подготовительных выработок.
*TeachingMethods(zh-CN)*

сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическая работа №1 0-100
Практическая работа №2
Практическая работа № 3
Практическая работа №4
Устный опрос
2  *Rating(zh-CN)* Практическая работа № 5 0-100
Практическая работа №6
Практическая работа №7
Практическая работа №8
Устный опрос
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Работа на практических занятиях выполнил практическое задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новых задачах выполнил требования к оценке «5», но допущены 2- 3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил задание не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил задание не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы. В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель. Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия.
Работа с лекционным материалом и ответы на вопросы (устно и письменно) Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию,логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые преподаватель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой. Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохосформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже преподаватель, отказывается отвечать на занятия.
Ответ на задания рубежного контроля Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний. Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89. Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49.
Итоговый контроль Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов или вопросов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты или вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий или вопросов низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Подготовка запасов рудных месторождений. Основные понятия о подготовке месторождений. Способы подготовки. Требования к способу подготовки. Основные подготовительные выработки. Классификации способов подготовки.
  • Околоствольные дворы. Транспорт околоствольных дворов. Технологические камеры. Схемы подготовки применительно к системам разработки.
  • Основные показатели при технико-экономическом сравнении вариантов подготовки. Сроки вскрытия, подготовки и отработки этажа. Нормы обеспеченности подготовленными запасами.
  • Вскрытие запасов рудных месторождений. Основные положения. Понятие о вскрытии запасов рудных месторождений. Основные термины.
  • Современное состояние вскрытия запасов шахтных полей отечественных и зарубежных рудников. Основные параметры рудников. Конструктивные и стоимостные параметры вскрытия.
  • Факторы, влияющие на выбор схем и способов вскрытия. Выбор мест заложения основных вскрывающих выработок.
  • Основные параметры вскрытия. Классификация способов вскрытия. Типовые схемы вскрытия запасов рудных месторождений в горной и равнинной местности.
  • Формирование рудопотоков под землей и на поверхности до обогатительной фабрики. Технико-экономическое обоснование схем и способов вскрытия.
  • Технологические схемы производственных процессов при отработке запасов рудных месторождений. Технологическая схема рудника.
  • Комплексное освоение рудных месторождений. Понятие о комплексном вскрытии запасов месторождений. Комплексное вскрытие запасов месторождений в условиях горной местности.
  • Совместное вскрытие и отработка запасов сближенных месторождений. Комбинированная отработка запасов месторождений.
  • Особенности вскрытия пластовых месторождений. Основные положения. Понятие о вскрытии запасов пластовых месторождений. Основные термины.
  • Современное состояние вскрытия запасов шахтных полей. Классификация способов вскрытия. Конструктивные и стоимостные параметры вскрытия.
  • Факторы, влияющие на выбор схем и способов вскрытия. Типовые схемы вскрытия одиночных пластов. Групповое вскрытие свит угольных пластов. Комбинированные способы вскрытия шахтных полей.
  • Выбор мест заложения основных вскрывающих выработок. Основные параметры вскрытия. Формирование грузопотоков под землей и на поверхности. Технико-экономическое обоснование схем и способов вскрытия.
Основная литература
  • 1.Стряпунгин В.В. Вскрывающие выработки рудных месторождений. В.В. Стряпунгин Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2014, 116 с. 2.Казикаев Д.М. Комбинированная разработка рудных месторождений. Учебник. М.: МГГУ, 2017. - 295 с. 3. Егоров, П. В. Подземная разработка пластовых месторождений: учебное пособие / П. В. Егоров. — 3-е изд. — М. : Горная книга, 2014. — 217 с. 4. Вскрытие и подготовка месторождений полезных ископаемых: учебное пособие для вузов / Ю. К. Власкин; Сибирский государственный индустриальный университет. Новокузнецк: [Изд-во Сибирского индустриального университета], 2018. — 253 с.
Дополнительная литература
  • 5. Трубецкой К. Н. Комплексное освоение месторождений и глубокая переработка минерального сырья. В. А. Чантурия, Д. Р. Каплунов, М. В. Рыльникова М.: Недра 2015 г.- 440 с. 6. Воронюк А.С., Иванов В.И., Макишин В.Н. Совершенствование вскрытия и подготовки крутопадающих и наклоннопадающих жильных месторождений. Монография. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2014. – 282 с. 7. Воронюк А.С., Макишин В.Н., Иванов В.И. Комплексное поэтапное вскрытие запасов рудных месторождений. Монография. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2012. -138 с.