Вскрытие и подготовка рудных и нерудных месторождений
内容描述: Дисциплина, являясь базовым профилирующим предметом, позволяет получить навыки по выбору и обоснованию способов, схем вскрытия и подготовки месторождений, что развивает объемное визуальное представление о составляющих элементах технологии горных работ.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Основы горного производства
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Письменный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель дисциплины – дать теоретические основы знаний об основных способах вскрытия и подготовки месторождений, выработать навыки принятия технических решений при вскрытии месторождений подземным способом.
Задача
- Задачи дисциплины: - изучение основных критериев оценки обоснования и выбора рациональных способов и схем вскрытия запасов месторождений полезных ископаемых; - определение величин шага вскрытия и протяженности шахтных полей с учетом сроков отработки запасов; - получение навыков обоснования и выбора видов и типов горнотранспортных машин и оборудования вскрывающих выработок для обеспечения производственной мощности горных предприятий; - изучение методов принятия оптимальных решений при проектировании схем вскрытия горных предприятий с подземным способом добычи.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание и понимание основных способов и схем вскрытия запасов рудных и нерудных месторождений.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применение знаний и пониманий: проектирование схем вскрытия и обоснование параметров основных вскрывающих выработок при обосновании вскрытия запасов рудных и нерудных месторождений.
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование суждений: Обосновывать принятие стратегических технологических решений по формированию схем вскрытия и выбору последовательности разработки запасов в шахтном поле при разработке рудных и нерудных месторождений подземным способом.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Коммуникативные способности: определение и анализ технико-экономических показателей схем вскрытия и подготовки.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки обучения или способность к учебе: конструировать или принимать типовые сечения вскрывающих и подготовительных выработок.
*TeachingMethods(zh-CN)*
сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №1 | 0-100 |
Практическая работа №2 | ||
Практическая работа № 3 | ||
Практическая работа №4 | ||
Устный опрос | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа № 5 | 0-100 |
Практическая работа №6 | ||
Практическая работа №7 | ||
Практическая работа №8 | ||
Устный опрос | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
Работа на практических занятиях | выполнил практическое задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новых задачах | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2- 3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил задание не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил задание не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося | В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы. | В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель. | Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. | Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия. |
Работа с лекционным материалом и ответы на вопросы (устно и письменно) | Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию,логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые преподаватель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой. | Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохосформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже преподаватель, отказывается отвечать на занятия. |
Ответ на задания рубежного контроля | Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний. | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89. | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49. |
Итоговый контроль | Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов или вопросов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты или вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах. | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий или вопросов низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Подготовка запасов рудных месторождений. Основные понятия о подготовке месторождений. Способы подготовки. Требования к способу подготовки. Основные подготовительные выработки. Классификации способов подготовки.
- Околоствольные дворы. Транспорт околоствольных дворов. Технологические камеры. Схемы подготовки применительно к системам разработки.
- Основные показатели при технико-экономическом сравнении вариантов подготовки. Сроки вскрытия, подготовки и отработки этажа. Нормы обеспеченности подготовленными запасами.
- Вскрытие запасов рудных месторождений. Основные положения. Понятие о вскрытии запасов рудных месторождений. Основные термины.
- Современное состояние вскрытия запасов шахтных полей отечественных и зарубежных рудников. Основные параметры рудников. Конструктивные и стоимостные параметры вскрытия.
- Факторы, влияющие на выбор схем и способов вскрытия. Выбор мест заложения основных вскрывающих выработок.
- Основные параметры вскрытия. Классификация способов вскрытия. Типовые схемы вскрытия запасов рудных месторождений в горной и равнинной местности.
- Формирование рудопотоков под землей и на поверхности до обогатительной фабрики. Технико-экономическое обоснование схем и способов вскрытия.
- Технологические схемы производственных процессов при отработке запасов рудных месторождений. Технологическая схема рудника.
- Комплексное освоение рудных месторождений. Понятие о комплексном вскрытии запасов месторождений. Комплексное вскрытие запасов месторождений в условиях горной местности.
- Совместное вскрытие и отработка запасов сближенных месторождений. Комбинированная отработка запасов месторождений.
- Особенности вскрытия пластовых месторождений. Основные положения. Понятие о вскрытии запасов пластовых месторождений. Основные термины.
- Современное состояние вскрытия запасов шахтных полей. Классификация способов вскрытия. Конструктивные и стоимостные параметры вскрытия.
- Факторы, влияющие на выбор схем и способов вскрытия. Типовые схемы вскрытия одиночных пластов. Групповое вскрытие свит угольных пластов. Комбинированные способы вскрытия шахтных полей.
- Выбор мест заложения основных вскрывающих выработок. Основные параметры вскрытия. Формирование грузопотоков под землей и на поверхности. Технико-экономическое обоснование схем и способов вскрытия.
Основная литература
- 1.Стряпунгин В.В. Вскрывающие выработки рудных месторождений. В.В. Стряпунгин Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2014, 116 с. 2.Казикаев Д.М. Комбинированная разработка рудных месторождений. Учебник. М.: МГГУ, 2017. - 295 с. 3. Егоров, П. В. Подземная разработка пластовых месторождений: учебное пособие / П. В. Егоров. — 3-е изд. — М. : Горная книга, 2014. — 217 с. 4. Вскрытие и подготовка месторождений полезных ископаемых: учебное пособие для вузов / Ю. К. Власкин; Сибирский государственный индустриальный университет. Новокузнецк: [Изд-во Сибирского индустриального университета], 2018. — 253 с.
Дополнительная литература
- 5. Трубецкой К. Н. Комплексное освоение месторождений и глубокая переработка минерального сырья. В. А. Чантурия, Д. Р. Каплунов, М. В. Рыльникова М.: Недра 2015 г.- 440 с. 6. Воронюк А.С., Иванов В.И., Макишин В.Н. Совершенствование вскрытия и подготовки крутопадающих и наклоннопадающих жильных месторождений. Монография. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2014. – 282 с. 7. Воронюк А.С., Макишин В.Н., Иванов В.И. Комплексное поэтапное вскрытие запасов рудных месторождений. Монография. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2012. -138 с.