Разрушение горных пород взрывом

Абдрашева Замира Жомартовна

Портфолио преподавателя

Описание: Цель дисциплины формирование у студентов теоретических и практических знаний о процессах взрывного разрушения горных пород. Дисциплина изучает свойства взрывчатых веществ, параметры зарядов, методы взрывных работ и их влияние на эффективность и безопасность добычи. Студент овладевает навыками расчёта и планирования взрывных работ с учётом горно-геологических условий и требований охраны труда.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Основы геологии
  • Физика горных пород

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • 1. Целью дисциплины является обучение студентов основам технологии и организации ведения взрывных работ на земной поверхности, при проведении подземных горных выработок и подземной добыче полезных ископаемых.
Задача
  • Главной задачей дисциплины является привитие студентам самостоятельных навыков расчета основных параметров буровзрывного комплекса и их реализация в производственных условиях.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать методы расчета параметров буро-взрывных работ. Ретроспективный обзор и перспективы их совершенствования в мировой практике горных работ. Современные промышленные взрывчатые вещества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Способы бурения шпуров и скважин. Огнепроводный шнур и его испытание на полноту, и скорость горения. Применять знания при буро-взрывных работах. Расчет электровзрывных сетей. Определять параметры шпуровых зарядов.
Результат обучения: формирование суждений
  • Самостоятельное проектирование взрывных работ; Организация и проведение взрывных работ на карьере и на подземных рудниках, бурения шпуров и скважин
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Эффективно работать в качестве взрывника, владеть знаниями об основных методах разрушения горных пород, профессионально решать задачи в области буро-взрывных работ.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать существующие и внедрять современные методы буро-взрывных работ, восприимчивость к совершенствованию техники и технологии, использование достижении научно-технического прогресса в области разрушения горных пород.
Методы преподавания

Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом

Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Способы разрушения горных пород
  • Бурение шпуров
  • Бурение скважин
  • Разрушающее действие взрыва
  • Взрывание пород на земной поверхности
  • Взрывание пород при проведении подземных горных выработок
  • Основы теории и свойства промышленных взрывчатых веществ
  • Простейшие взрывчатые вещества , приготовляемые на предприятиях
  • Средства и способы инициирования зарядов промышленных взрывчатых веществ
  • Вторичное дробление негабарита
  • Склады взрывчатых материалов
  • Перевозка взрывчатых материалов
  • Уничтожение взрывчатых материалов
  • Правила безопасности ведения взрывных работ
Основная литература
  • 1 Кутузов Б.Н. Разрушение горных пород взрывом..М. изд.МГИ, 2003. 2 Миндели Э.О. Разрушение горных пород . М. Недра.2001. 3 Требования промышленной безопасности при взрывных работах Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года 4 Таранов П.Я., Гудзь А.Г. Разрушение горных пород взрывом. М. Недра, 1999. 5 Кутузов Б.Н. Справочник взрывника. М. Недра, 2001. 6 Жученко Е.И., Иоффе В.Б., Кукиб Б.Н., Фролов А.Б. Оценка относительной работоспособности современных промышленных взрывчатых веществ. Взрывное дело: Горный информационно-аналитический бюллетень ОВ5, М.: МГГУ, 2007, с.208-213.