Разрушение горных пород взрывом
Описание: Цель дисциплины формирование у студентов теоретических и практических знаний о процессах взрывного разрушения горных пород. Дисциплина изучает свойства взрывчатых веществ, параметры зарядов, методы взрывных работ и их влияние на эффективность и безопасность добычи. Студент овладевает навыками расчёта и планирования взрывных работ с учётом горно-геологических условий и требований охраны труда.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Основы геологии
- Физика горных пород
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- 1. Целью дисциплины является обучение студентов основам технологии и организации ведения взрывных работ на земной поверхности, при проведении подземных горных выработок и подземной добыче полезных ископаемых.
Задача
- Главной задачей дисциплины является привитие студентам самостоятельных навыков расчета основных параметров буровзрывного комплекса и их реализация в производственных условиях.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать методы расчета параметров буро-взрывных работ. Ретроспективный обзор и перспективы их совершенствования в мировой практике горных работ. Современные промышленные взрывчатые вещества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Способы бурения шпуров и скважин. Огнепроводный шнур и его испытание на полноту, и скорость горения. Применять знания при буро-взрывных работах. Расчет электровзрывных сетей. Определять параметры шпуровых зарядов.
Результат обучения: формирование суждений
- Самостоятельное проектирование взрывных работ; Организация и проведение взрывных работ на карьере и на подземных рудниках, бурения шпуров и скважин
Результат обучения: коммуникативные способности
- Эффективно работать в качестве взрывника, владеть знаниями об основных методах разрушения горных пород, профессионально решать задачи в области буро-взрывных работ.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Совершенствовать существующие и внедрять современные методы буро-взрывных работ, восприимчивость к совершенствованию техники и технологии, использование достижении научно-технического прогресса в области разрушения горных пород.
Методы преподавания
Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом
Темы лекционных занятий
- Введение
- Способы разрушения горных пород
- Бурение шпуров
- Бурение скважин
- Разрушающее действие взрыва
- Взрывание пород на земной поверхности
- Взрывание пород при проведении подземных горных выработок
- Основы теории и свойства промышленных взрывчатых веществ
- Простейшие взрывчатые вещества , приготовляемые на предприятиях
- Средства и способы инициирования зарядов промышленных взрывчатых веществ
- Вторичное дробление негабарита
- Склады взрывчатых материалов
- Перевозка взрывчатых материалов
- Уничтожение взрывчатых материалов
- Правила безопасности ведения взрывных работ
Основная литература
- 1 Кутузов Б.Н. Разрушение горных пород взрывом..М. изд.МГИ, 2003. 2 Миндели Э.О. Разрушение горных пород . М. Недра.2001. 3 Требования промышленной безопасности при взрывных работах Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года 4 Таранов П.Я., Гудзь А.Г. Разрушение горных пород взрывом. М. Недра, 1999. 5 Кутузов Б.Н. Справочник взрывника. М. Недра, 2001. 6 Жученко Е.И., Иоффе В.Б., Кукиб Б.Н., Фролов А.Б. Оценка относительной работоспособности современных промышленных взрывчатых веществ. Взрывное дело: Горный информационно-аналитический бюллетень ОВ5, М.: МГГУ, 2007, с.208-213.