Стационарные установки и горные машины для подземных работ

Кумыкова Татьяна Михайловна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Oсновные определения, положения, особенности и порядок расчета, выбора и проектирования стационарных установок и горных машин. Выполнение инженерно-прикладных расчетов, применяя теоретических знаний; технико-экономические и управленческие решения с целью повышения эффективности горной техники и безопасной и экономичной эксплуатации стационарных установок шахт.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Информатика. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний и навыков в области стационарных установок и горных машин для подземных работ.
Задача
  • создание у студентов теоретических основ в области стационарных установок и горных машин для подземных работ; - получение знаний о конструкциях существующих типов стационарных установок и горных машин и их технико-экономических характеристиках; - умение рассчитывать производительность машин и обосновать их выбор для данного технологического процесса и горнотехнических условий; - приобретение навыков по анализу кинематических схем и особенностям горных машин, по эксплуатации основного и вспомогательного оборудования для механизации горных работ.
Результат обучения: знание и понимание
  • 1.Знать и понимать общие сведения о стационарных установках (подъемных, водоотливных, вентиляторных, пневматических) и технологическом оборудовании горных предприятий с подземным способом добычи полезных ископаемых.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применение знаний и пониманий - рассчитывать и выбирать стационарные установки и комплексы технологического оборудования в зависимости от конкретных горно-геологических условий.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирования суждений применения тех или иных методов рационального и комплексного освоения месторождений полезных ископаемых подземным способом.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникативные способности: осуществлять техническое руководство горными работами при разработке месторождений подземным способом, строительстве и эксплуатации шахт и рудников, непосредственно управлять процессами на производственных объектах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки обучения или способность к учебе: способность разрабатывать необходимую техническую и нормативную документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно, контролировать соответствие проектов требованиям стандартов, техническим условиям и другим нормативным документам промышленной безопасности; разрабатывать, согласовывать и утверждать в установленном порядке технические, методические и иные документы, регламентирующие порядок, качество и безопасность выполнения подземных горных работ.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Интерактивные лекции; лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Реферат 0-100
2  *Rating(zh-CN)* Презентация 0-100
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Шахтные подъёмные установки. Устройство и классификация. Скиповые и клетевые установки. Проходческие и подъёмные установки. Основные схемы шахтных подъемных установок.
  • Подъемные сосуды, подъемные устройства, направляющие устройства. Подъемные канаты, принцип расчета и выбора. Основные типы подъемных сосудов и область их применения.
  • Подъемные машины. Органы навивки постоянного радиуса. Направляющие и отклоняющие шкивы. Копры. Уравновешивание подъемных систем
  • Вентилятор и вентиляторная установка. Основные конструктивные элементы осевых и центробежных вентиляторов главного проветривания. Совместная работа вентиляторов на общую вентиляционную сеть.
  • Вентиляторы для местного проветривания. Вентиляционные трубы, их выбор, монтаж и эксплуатация. Кондиционирование воздуха и калориферные установки. Эксплуатация и основные положения при проектировании вентиляторных установок.
  • Шахтные воды и их характеристика. Основное оборудование водоотливных установок. Общие вопросы теории работы и устройства центробежных насосов. Конструкция и параметры. Совместная работа насосов на общий трубопровод. Причины возникновения кавитации в насосах и меры по ее устранению.
  • Пневматическое хозяйство подземного рудника. Аккумулирование сжатого воздуха в подземных хранилищах. Поршневые, винтовые, ротационные и центробежные компрессоры. Одно и многоступенчатое сжатие воздуха. Охлаждение сжимаемого воздуха..
  • Условия эксплуатации и требования, предъявляемые к горным машинам. Общая классификация горных машин. Общие сведения об основных узлах горных машин. Способы разрушения и физико-механические свойства горных пород.. Основы теории разрушения горных пород ударом и резанием.
  • Бурильные машины. Назначение и область применения. Бурильные машины ударного действия.
  • Бурильные машины вращательного бурения. Комбинированные ударно-вращательные и вращательно-ударные машины. Буровые станки и агрегаты. Самоходные установки для бурения скважин.
  • Проходческие комбайны для проведения горизонтальных и наклонных горных выработок. Исполнительные органы. Основные конструктивные типы погрузочных органов проходческих комбайнов.
  • Выемочные комбайны и струги.
  • Средства механизации для возведения крепи. Индивидуальные и механизированные крепи. Крепеукладчики. Машины для крепления выработок методом набрызгбетона. Машины для сооружения монолитной бетонной крепи.
  • Погрузочные машины для горизонтальных и наклонных горных выработок. Классификация, область применения. Погрузочные машины периодического и непрерывного действия. Стволовые погрузочные машины. Погрузочные машины с ручным и механизированным вождением грейфера.
  • Щитовые проходческие комплексы
Основная литература
  • 1. Гришко А.П., Шелоганов В.И. Стационарные машины и установки. – М.: Изд-во МГГУ, 2014. – 325 с. 2. Кумыкова Т.М. Горная механика. Учебник/Т.Кумыкова – Астана: Фолиант, 2015. – 208 с. 3. Лукьянов В. Г. Горные машины и проведение горно-разведочных выработок : учебник для вузов / В. Г. Лукьянов, В. Г. Крец. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 342 с.
Дополнительная литература
  • 4. Кумыкова Т.М. Стационарные установки шахт в задачах и примерах. Учебное пособие. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2007. – 206 с. 5. Зайков В.И., Берлявский Г.П. Эксплуатация горных машин и оборудования. – Москва: Горная книга, 2006. – 257 с.6. Кумыкова Т.М., Кумыков В.Х. Горные машины в задачах и примерах. Учебное пособие. Усть-Каменогорск:ТОО "ВКПК Арго", 2010. - 92 с. 7. Кумыкова Т.М. Системы и комплексы пневмоэнергосбережения на подземных рудниках, - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2013. - 166 с. 8. Кумыкова Т.М., Кумыков В.Х. Расчеты рудничных водоотливных и пневматических установок. Учебное пособие/ ВКГТУ. - Усть-Каменогорск, 2010. - 100 с.