Стационарные установки и горные машины для подземных работ
Описание: Дисциплина дает представление о применяемых на подземных рудниках стационарных установках (подъемных, водоотливных, вентиляционных и пневматических) и горных машинах, обучает инженерно-прикладным расчетам и принятию управленческих решений с целью повышения эффективности горной техники и безопасной и экономичной эксплуатации стационарных установок шахт. Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний и навыков в области стационарных установок и горных машин для подземных работ. Результат обучения - научить студентов рассчитывать и выбирать стационарные установки и комплексы технологического оборудования в зависимости от конкретных горно-геологических условий.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Информационно-коммуникационные технологии
- Информатика. Школьный курс
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний и навыков в области стационарных установок и горных машин для подземных работ.
Задача
- создание у студентов теоретических основ в области стационарных установок и горных машин для подземных работ; - получение знаний о конструкциях существующих типов стационарных установок и горных машин и их технико-экономических характеристиках; - умение рассчитывать производительность машин и обосновать их выбор для данного технологического процесса и горнотехнических условий; - приобретение навыков по анализу кинематических схем и особенностям горных машин, по эксплуатации основного и вспомогательного оборудования для механизации горных работ.
Результат обучения: знание и понимание
- 1.Знать и понимать общие сведения о стационарных установках (подъемных, водоотливных, вентиляторных, пневматических) и технологическом оборудовании горных предприятий с подземным способом добычи полезных ископаемых.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применение знаний и пониманий - рассчитывать и выбирать стационарные установки и комплексы технологического оборудования в зависимости от конкретных горно-геологических условий.
Результат обучения: формирование суждений
- Формирования суждений применения тех или иных методов рационального и комплексного освоения месторождений полезных ископаемых подземным способом.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Коммуникативные способности: осуществлять техническое руководство горными работами при разработке месторождений подземным способом, строительстве и эксплуатации шахт и рудников, непосредственно управлять процессами на производственных объектах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки обучения или способность к учебе: способность разрабатывать необходимую техническую и нормативную документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно, контролировать соответствие проектов требованиям стандартов, техническим условиям и другим нормативным документам промышленной безопасности; разрабатывать, согласовывать и утверждать в установленном порядке технические, методические и иные документы, регламентирующие порядок, качество и безопасность выполнения подземных горных работ.
Методы преподавания
Интерактивные лекции; лекционно-семинарско-зачетная система; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; исследовательский метод обучения.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Реферат | 0-100 |
2 рейтинг | Презентация | 0-100 |
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Шахтные подъёмные установки
- Подъемные сосуды, подъемные устройства, направляющие устройства
- Подъемные машины
- Вентилятор и вентиляторная установка
- Вентиляторы для местного проветривания
- Шахтные воды и их характеристика
- Пневматическое хозяйство подземного рудника
- Условия эксплуатации и требования, предъявляемые к горным машинам
- Бурильные машины
- Бурильные машины вращательного бурения
- Проходческие комбайны для проведения горизонтальных и наклонных горных выработок
- Выемочные комбайны и струги
- Средства механизации для возведения крепи
- Погрузочные машины для горизонтальных и наклонных горных выработок
- Щитовые проходческие комплексы
Основная литература
- 1. Гришко А.П., Шелоганов В.И. Стационарные машины и установки. – М.: Изд-во МГГУ, 2014. – 325 с. 2. Кумыкова Т.М. Горная механика. Учебник/Т.Кумыкова – Астана: Фолиант, 2015. – 208 с. 3. Лукьянов В. Г. Горные машины и проведение горно-разведочных выработок : учебник для вузов / В. Г. Лукьянов, В. Г. Крец. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 342 с.
Дополнительная литература
- 4. Кумыкова Т.М. Стационарные установки шахт в задачах и примерах. Учебное пособие. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2007. – 206 с. 5. Зайков В.И., Берлявский Г.П. Эксплуатация горных машин и оборудования. – Москва: Горная книга, 2006. – 257 с.6. Кумыкова Т.М., Кумыков В.Х. Горные машины в задачах и примерах. Учебное пособие. Усть-Каменогорск:ТОО "ВКПК Арго", 2010. - 92 с. 7. Кумыкова Т.М. Системы и комплексы пневмоэнергосбережения на подземных рудниках, - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2013. - 166 с. 8. Кумыкова Т.М., Кумыков В.Х. Расчеты рудничных водоотливных и пневматических установок. Учебное пособие/ ВКГТУ. - Усть-Каменогорск, 2010. - 100 с.