Промышленные типы месторождений полезных ископаемых

Айтбаева Салтанат Сабидоллаевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых» является одним из важнейших среди цикла дисциплин, изучаемых студентами геологического профиля, так как дает студентам полное представление о всем разнообразии существующих в мире видов полезных ископаемых, используемых в самых различных отраслях народного хозяйства и без которых совершенно невозможно нормальное функционирование современной экономики.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Геология МПИ

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* тест

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является изучение студентами ведущих промышленных типов месторождений полезных ископаемых, их общей характеристики, изучение особенностей геологического строения, геотектонической позиции, возраста и генезиса, морфологии рудных тел, минерального и химического состава руд, современных требований промышленности к качеству минерального сырья и их запасам, состояния минерально-сырьевой базы страны. Эти знания необходимы горному инженеру-геологу для эффективного проведения геолого-разведочных работ по расширению и укреплению минерально-сырьевой базы страны.
Задача
  • Основной задачей изучения данной дисциплины – является подготовка квалифицированных специалистов геологов, обладающих на современном научно-техническом уровне теоретическими и практическими знаниями по закономерностям формирования и геологическим условиям размещения ведущих промышленных типов рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых, включая объекты мирового уровня и республиканского значения.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание: принципов промышленной типизации месторождений полезных ископаемых; ведущих промышленных типов важнейших видов полезных ископаемых; области промышленного использования важнейших для экономики страны и мира металлических и неметаллических полезных ископаемых, требования потребителей к их качеству и количеству, запасы, добыча их в мире и в Казахстане. Понимание: особенностей геологического строения и практической значимости ведущих геолого-промышленных типов месторождений черных, цветных, благородных, редких металлов, радиоактивного сырья и нерудных полезных ископаемых
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Эти знания необходимы для решения хозяйственных задач по расширению минерально-сырьевой базы как крупных регионов в рамках выполнения общегосударственных программ, так и отдельных горнодобывающих предприятий по заданию соответствующих фирм
Результат обучения: формирование суждений
  • У студентов формируются суждения о благоприятных региональных и локальных критериях прогнозирования и поиска ведущих промышленных месторождений различной ранговости, включая крупные и уникальные месторождения золота (Витватерсранд, бакырчик), полиметаллов (Риддер-Сокольное, Тишинское и др.) и многих других полезных ископаемых
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникационные способности студентов проявляется в их способности коллективного обсуждения различных проблемных вопросов генезиса месторождений, совместном участии в докладах на конференциях, научных публикациях и различных конкурсах
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками практической деятельности, связанной с изучением, прогнозированием и поисками месторождений полезных ископаемых различных промышленных типов и в различных структурно-геологических и ландшафтных условиях; знать основные промышленные типы месторождений полезных ископаемых, их значение в развитии и укреплении минерально-сырьевой базы и экономики страны; иметь представление об экономической конъюнктуре минерального сырья в стране и на мировом рынке, а также о состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы страны
*TeachingMethods(zh-CN)*

Интерактивные лекции (обсуждения и слайд-шоу, фильмы, лекции с YouTube и других социальных сетей); - разработка командных проектов и защита результатов по результатам

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* тест 0-100
2  *Rating(zh-CN)* тест 0-100
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Содержание курса и его связь с другими геологическими дисциплинами. Определение основных понятий и терминов.
  • Промышленные типы месторождений черных металлов
  • Промышленные типы месторождений цветных металлов. Месторождения алюминия, меди
  • Промышленные типы месторождений цветных металлов. Месторождения молибдена, свинца и цинка
  • Промышленные типы месторождений цветных металлов. Месторождения олова и вольфрама
  • Промышленные типы месторождений цветных металлов. Месторождения ртути и сурьмы, никеля и кобальта
  • Промышленные типы месторождений благородных металлов
  • Промышленные типы месторождений редких, редкоземельных металлов и рассеянных элементов
  • Промышленные типы месторождений радиоактивных металлов
  • Промышленные типы месторождений нерудных полезных ископаемых. Месторождения индустриального горно-рудного сырья. Месторождения ювелирно-поделочных камней, алмазов и корунда
  • Промышленные типы месторождений нерудных полезных ископаемых. Месторождения индустриального горно-рудного сырья. Месторождения графита, слюд, асбеста.
  • Промышленные типы месторождений нерудных полезных ископаемых. Месторождения индустриального горно-рудного сырья. Месторождения талька, флюорита.
  • Промышленные типы месторождений нерудных полезных ископаемых. Месторождения индустриального горно-рудного сырья. Месторождения горно-химического и агрономического сырья
  • Промышленные типы месторождений нерудных полезных ископаемых. Месторождения строительных материалов и сырья для их производства
  • Промышленные типы месторождений нерудных полезных ископаемых. Месторождения горючих полезных ископаемых
Основная литература
  • Ибламинов Р.Г. Геолого-промышленные типы месторождений полезных ископаемых. Рудные месторождения: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистров "Геология" и по специальности "Прикладная геология" / Перм. гос. нац. исслед. ун-т ; Р. Г. Ибламинов. - Пермь : ПГНИУ, 2021. - 278 с
  • Авдонин В.В. Месторождения металлических полезных ископаемых / В.В. Авдонин [и др.]. – Москва : Академический Проект, Трикса, 2016. - 719 c.
  • Геология и месторождения полезных ископаемых: учебное пособие для вузов / Ж. В. Семинский, Г. Д. Мальцева, И. Н. Семейкин, М. В. Яхно ; под общей редакцией Ж. В. Семинского. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 347 с.
  • Байбатша А.Б. Геология месторождений полезных ископаемых: Учебник. – Алматы: КазНТУ, 2008. 368 с.
  • Месторождения полезных ископаемых: учебник для вузов/ В.А. Ермолов, Г.Б. Попова, В.В. Мосейкин и др.; Под ред. В.А. Ермолова. М.: Изд-во МГГУ, 2021. – 570 с.
Дополнительная литература
  • Абдуллин А.А., Шлыгин А.Е. Металлогения и минеральные ресурсы Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1983. - 312 с
  • Большой Алтай: (геология и металлогения). В 3 кн. Кн.2. Металлогения /Щерба Г.Н., Беспаев Х.А., Дьячков Б.А. и др. Алматы: РИО ВАК РК, 2000. 400 с
  • Большой Алтай: (геология и металлогения). В 3-х кн. Кн.3 Нерудные ископаемые /Сапаргалиев Е.М., Кравченко М.М., Дьячков Б.А. и др. Алматы: НИЦ «Ғылым». 2003. 304 с
  • Вольфсон Ф.И., Дружинин А.В. Главнейшие типы рудных месторождений. 2-е изд. М.: Недра, 1986. - 358 с
  • Курс рудных месторождений: Учебник для вузов // Ред. акад. В. И. Смирнов. 2-е изд. М.: Недра, 1986. - 360 с.
  • Полезные ископаемые Казахстана: Объяснительная записка к карте полезных ископаемых Казахстана масштаба 1:1000 000/ Никитченко И.И. – Кокшетау, 2002. 188 с.
  • Waler L.P. Economic geology: principles and practice: metals, minerals, coal and hydrocarbons introduction to formation ahd sustainable exploitation of mineral deposits / Wiley-Blackwell, 2011. Pp 663.