Геохимия

Матайбаева Индира Едылевна

Портфолио преподавателя

Описание: Геохимия – наука о химическом составе Земли, законах распространённости и распределения в ней химических элементов, изучает поведение химических элементов в ходе геологических процессов, формы их переноса и нахождения в горных породах и минералах, поведение ионов в кристаллических решетках минералов и энергетику геохимических процессов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Общая и историческая геология

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью изучения данной дисциплины является усвоение студентами знаний об основных геохимических процессах, таких как круговорот элементов, миграция атомов в атмосфере, гидросфере, ландшафтах разных типов, знание геохимии отдельных элементов способствует формированию целостности естественнонаучных знаний, и кроме того, позволяет глубже овладеть понятиями в некоторых областях геологии, химии, природопользования и др.
Задача
  • Основные задачи сводятся к: изучению форм нахождения элементов в земной коре; усвоению основных факторов миграции элементов; изучению особенностей формирования геохимических ореолов; приобретению навыков математической обработки геохимических данных
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание и понимание: - общие законы геохимии; - геохимические классификации химических элементов; - основные закономерности формирования природных и техногенных геохимических ландшафтов, ландшафтно-геохимическое районирование; - основные закономерности поведения химических элементов в геологических процессах; - условия миграции, концентрации и рассеяния элементов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применение знаний и пониманий: - охарактеризовать особенности состава и геохимические условия формирования различных типов пород и блоков земной коры; - определить факторы, контролирующие формирование геохимических аномалий в различных системах.
Результат обучения: формирование суждений
  • критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей; аналитической и экспериментальной научной деятельности; планирования и прогнозирования результатов исследования
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникативные способности: - охарактеризовать особенности состава и геохимические условия формирования различных типов пород и блоков земной коры; - определить факторы, контролирующие формирование геохимических аномалий в различных системах; - проанализировать комплекс специальных карт с целью выявления геохимических особенностей территории.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки обучения или способности к учебе: Совершенствовать существующие и внедрять новые технологии (специализированные компьютерные программы) освоения дисциплины.
Методы преподавания

Технологии проектного обучения - организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Технологии проблемного обучения - организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг 0-100
2  рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Возникновение вещества солнечной системы
  • Геохимическая классификация В
  • Сейсмическая модель Земли
  • Состав метеоритов как основа модели мантии и ядра Земли
  • Кларки
  • Геохимическая классификация элементов В
  • Миграция химических элементов
  • Особенности магматической миграции
  • Геохимия гидротермальных систем
  • Гидротермальный метасоматоз
  • Строение гидротермальных систем
  • Геохимические барьеры гидротермальных систем
  • Биогенная миграция
  • Техногенная миграции
Основная литература
  • 1.Стримжа Т.П., Леонтьев С.И. Прикладная геохимия. Litres, 2019, - С.251. 2. Я.Э. Юдович ,М.П Кетрис. Основы литохимии.— Л.: Наука, 2018, - С. 479. 3. В.А. Алексеенко. Экологическая геохимия. — М.: Логос, 2018, — С.627. 4. А.А. Ярошевский. Проблемы современной геохимии. Конспект лекций, прочитанных в ГЕОХИ РАН в зимнем семестре 2010—2011 г.
Дополнительная литература
  • 5. Туркина О.М.Лекции по геохимии мантии и континентальной коры. Учебное пособие.Издательство Новосибирского государственного университета, Новосибирск, 2008 г., 150 стр., УДК: 550.4(075), ISBN: 978-5-94356-561-8 6.Интерпретация геохимических данных / Под ред. Е.В. Склярова.— М.: Интермет Инжиниринг, 2001г. — 288 с. Скляров Е.В., Гладкочуб Д.П., Мазукабзов А.М. и др. 7. В.А. Алексеенко Геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых. М.: «Логос», 2008. 8. А. И. Перельман, Н. С. Касимов. Геохимия ландшафта. — М.: Астрея-2000, 1999. — 762 с. 9.Щербина В.В. Основы геохимии. М.: Недра, 1992. 10. Сауков А.А. Геохимия. М.: Наука, 1995.