Основы горного дела
Beschreibung: Данная дисциплина формирует у студентов комплексные знания, необходимые для эффективной работы в горнодобывающей индустрии, с учетом современных требований и тенденций развития отрасли. Основу данного курса составляют анализ воздействия горнодобывающей деятельности на окружающую среду, методы минимизации этого воздействия, изучение экономических принципов и управления в горнодобывающей отрасли.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Общая и историческая геология
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Рубежный контроль (тест) |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Цель - дать студентам теоретические основы предмета, представление о добыче различных полезных ископаемых подземным, открытием, геотехнологическими и другими способами, а также технология видения и обеспечения горных работ.
Задача
- Задачи изучения дисциплины - создание студента первоначальной базы знаний по терминологии горного производства, комплекса понятий, формирующих область деятельности человека при освоении земных недр, понятий о качестве добываемого полезного ископаемого и способах его улучшения.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать и понимать - основные горное предприятия Казахстана, основные понятия по горным породам, полезным ископаемым, о видах добываемых твердых ПИ, формы и элементы залегания месторождений ПИ, физические свойства горных пород, основные свойства и классификацию горных пород, способы добычи полезных ископаемых
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - чтения условных обозначений на горных чертежах; - расчет различных типов крепей.
Результат обучения: формирование суждений
- - сбор, анализ и обобщение методологических принципов и подходов к решению горно-технологических задач;
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь строить простые схемы вскрытия, знать технологию проведения вертикальных стволов, уметь строить охранного целика вертикального ствола, определение линейных размеров сечений выработок, построение планограмм проходки горных выработок, расчет параметров области пластической деформации
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- уметь выполнять организационно-управленческую работу, принимать производственно-технологические решения, выполнять расчетно-проектные работы
Lehrmethoden
Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Самостоятельная работа обучающего | 0-100 |
Практические задачи | ||
Устный опрос | ||
Рубежный тест 1 | ||
2 Bewertung | Практические задачи | 0-100 |
Самостоятельная работа обучающего | ||
Устный опрос | ||
Рубежный тест 2 | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование по контрольным вопросам | ||||
Работа на практических занятиях | ||||
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося | ||||
Работа с лекционным материалом и ответы на вопросы (устно и письменно) | ||||
Ответ на задания рубежного контроля | ||||
Итоговый контроль |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основные определения подземных горных работ. Горное производство.
- Основные сведения о горных породах и полезных ископаемых
- Горные выработки
- Основные свойства и классификация горных пород
- Разрушение горных пород
- Механика горных пород.
- Основные понятия по открытым горным разработкам
- Проведение горизонтальных и наклонных выработок в крепких однородных породах
- Стадии разработки месторождений. Шахтное поле и деление его на части
- Подготовка пластов в шахтном поле
- Очистные работы в шахтах
- Основы подземной разработки рудных месторождений
- Основы открытой разработки месторождении полезных ископаемых
- Основы переработки и обогащения полезных ископаемых
- Основы добычи жидких и газообразных полезных ископаемых
Основная литература
- Смағұлов З.М., Арыстан И.Д. «Тау- кен саласындағы орысша қазақша терминологиялық сөздіктер» ҚарМТУ, Қарағанды, 1996
- Егоров П.В. Основы горного дела. Москва, 2000
- Бобер Е.А. Основы горного дела: Учеб.пособие.Ч.1-2002
- Васючков В.Ф. Горное дело.-М.:Недра , 2000
- Килячков А.П. Технология горного производства.-М:Недра, 2002
Дополнительная литература
- Пучков Л.А. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. В 2 т. [Текст]: учебник для вузов /Л. А. Пучков, Ю. А. Жежелевский. - М.: МГГУ: Горная книга: Мир горной книги, 2008, Т.1-562 с.
- Сейсебаев К. К. Безопасность рудных шахт : учебное пособие / К. К. Сейсебаев. - Усть-Каменогорск : [б. и.], 2006. - 160 с.
- Смағұлов З.М.,Арыстан И.Д., Исабек Т:К: «Тау – кен технологиясының негіздері» ҚарМТУ, Қарағанды 2003 ж.
- Сағынов А.С., Смағұлов З.М., Исабек Т:К. «Пайдалы кен орындарын ашу» ҚарМТУ, Қарағанды 2007 ж.
- Ә. Бегалинов. Тік оқпандар құрылысының технологиясы/Республикалық оқу-әдістемелік бірлестігі оқу құралы ретінде ұсынған/.-Алматы, 2009 ж.
- Ә. Бегалинов. Көлденең және еңіс тау қазбаларын жүргізу технологиясы/Республикалық оқу-әдістемелік бірлестігі оқу құралы ретінде ұсынған/.-Алматы, 2009 ж.
- Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: Учебник / К.З.Ушаков, Н.О.Каледина, Б.Ф.Кирин и др; Ред. К.З.Ушаков. - 2-е изд., стереотип. - М.: МГГУ, 2002. - 487 c.