Геохимические методы поисков МПИ
Описание: Цель геохимических методов — выявление и оценка залежей полезных ископаемых на основе анализа химического состава горных пород, почв, вод и газов. Геохимические методы основаны на измерении и интерпретации содержания химических элементов и их аномалий в природных средах. Результатом является построение геохимических карт и выделение участков с повышенным содержанием ценных элементов, что указывает на перспективные зоны для дальнейшей разведки.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Общая и историческая геология
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с теоретическими основами геохимических методов, на базе которых может быть произведен выбор наиболее рационального метода поисков и обнаружения месторождений полезных ископаемых в зависимости от конкретных геологических и ландшафтно-геохимических условий, а также приобретение практических навыков интерпретации геохимических данных.
Задача
- Основные задачи сводятся к: изучению форм нахождения элементов в земной коре; усвоению основных факторов миграции элементов; изучению особенностей формирования геохимических ореолов; приобретению навыков математической обработки геохимических данных.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание и понимание: - общие законы геохимии; - геохимические классификации химических элементов; - основные закономерности формирования природных и техногенных геохимических ландшафтов, ландшафтно-геохимическое районирование; - основные закономерности поведения химических элементов в геологических процессах; - условия миграции, концентрации и рассеяния элементов; -методику геохимических поисков в различных ландшафтно-климатических зонах; -подсчёт геохимических ресурсов территорий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применение знаний и пониманий: - охарактеризовать особенности состава и геохимические условия формирования различных типов пород и блоков земной коры; - определить факторы, контролирующие формирование геохимических аномалий в различных системах; - проанализировать комплекс специальных карт с целью выявления эколого-геохимических особенностей территории; - наметить рациональный комплекс геохимических поисков, применительно к различным ландшафтно-климатическим зонам;
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование суждений: - знать теоретические основы геохимии окружающей среды, владеть методами геохимических исследований; - быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области геохимических методов поисков
Результат обучения: коммуникативные способности
- Коммуникативные способности: Владеть методами системного анализа геохимических условий миграции и концентрирования химических элементов, владеть навыками анализа ландшафтно-геохимической.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки обучения или способности к учебе: Совершенствовать существующие и внедрять новые технологии (специализированные компьютерные программы) освоения дисциплины.
Методы преподавания
Технологии проектного обучения - организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Технологии проблемного обучения - организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Космохимия | 0-100 |
| ГЕОХИМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ В.М.ГОЛЬДШМИДТА | ||
| РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ОБОЛОЧКАХ ЗЕМЛИ | ||
| КЛАРКИ ЗЕМНОЙ КОРЫ | ||
| ГЕОХИМИЯ МАГМАТИЗМА | ||
| 2 рейтинг | БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ ЭЛЕМЕНТОВ | 0-100 |
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОХИМИЯ | ||
| РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОХИМИЯ | ||
| ГЕОХИМИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИКА РУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | ||
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МЕСТНОГО ГЕОХИМИЧЕСКОГО ФОНА | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Возникновение вещества солнечной системы
- Геохимическая классификация В
- Сейсмическая модель Земли
- Состав метеоритов как основа модели мантии и ядра Земли
- Кларки
- Геохимическая классификация элементов В
- Миграция химических элементов
- Особенности магматической миграции
- Геохимия гидротермальных систем
- Гидротермальный метасоматоз
- Строение гидротермальных систем
- Геохимические барьеры гидротермальных систем
- Биогенная миграция
- Техногенная миграции
Основная литература
- 1.Стримжа Т.П., Леонтьев С.И. Прикладная геохимия. Litres, 2019, - С.251. 2. Я.Э. Юдович ,М.П Кетрис. Основы литохимии.— Л.: Наука, 2015, - С. 479. 3. В.А. Алексеенко. Экологическая геохимия. — М.: Логос, 2014, — С.627. 4. А.А. Ярошевский. Проблемы современной геохимии. Конспект лекций 2014 г.
Дополнительная литература
- 5. Лазарева В.В., Енина Д.В., Дьяченко В.Н. Геохимические методы прогноза и поисков месторождений нефти и газа. Издательство: Ай Пи Ар Медиа. 2022г. платформа IPRbookshop. 6. Лазарева В.В., Енина Д.В., Дьяченко В.Н. Гидрогеохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых. Издательство: Ай Пи Ар Медиа. 2022 г. Электронная версия на IPRbookshop. 7. В.А. Алексеенко Геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых. М.: «Логос», 2008. 8. А. И. Перельман, Н. С. Касимов. Геохимия ландшафта. — М.: Астрея-2000, 1999. — 762 с. 9.Щербина В.В. Основы геохимии. М.: Недра, 1992. 10. Сауков А.А. Геохимия. М.: Наука, 1995.