Cartography and geo-visualization
Description: To form students' theoretical knowledge and practical skills to create, analyse and interpret cartographic materials and geovisualisations necessary for effective display of spatial information in various fields of geosciences. The discipline is aimed at studying the principles and methods of map construction, their classification, as well as modern tools and technologies of spatial data visualisation. The discipline covers the basics of cartographic design, symbolism, scaling, as well as the principles of perception and interpretation of cartographic information in modern geographical systems. As a result of studying this discipline the student will learn to create and interpret thematic maps using basic cartographic techniques and digital tools of geovisualisation.
Amount of credits: 8
Пререквизиты:
- GIS basics and geodetic data processing
Course Workload:
| Types of classes | hours |
|---|---|
| Lectures | 30 |
| Practical works | |
| Laboratory works | 45 |
| SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 45 |
| SAW (Student autonomous work) | 120 |
| Course Paper | |
| Form of final control | Exam |
| Final assessment method |
Component: University component
Cycle: Base disciplines
Goal
- Сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки по созданию, анализу и интерпретации картографических материалов и геовизуализаций, необходимых для эффективного отображения пространственной информации в различных областях геонаук.
Objective
- Ознакомить с основными понятиями, методами и современными тенденциями картографии. Изучить принципы построения и оформления карт различного назначения. Освоить методы геовизуализации для наглядного представления пространственной информации. Сформировать навыки работы с геоинформационными системами (ГИС) и специализированным программным обеспечением. Развить умение интерпретировать картографические материалы и применять их для решения научных и практических задач. Подготовить студентов к использованию картографии и геовизуализации в профессиональной деятельности.
Learning outcome: knowledge and understanding
- знать основные понятия, законы и методы картографии и геовизуализации; понимать принципы построения и анализа картографических моделей, современные тенденции в области геовизуализации.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- уметь применять методы картографирования и визуализации для решения научных и практических задач; использовать ГИС и специализированное ПО для обработки и представления пространственных данных.
Learning outcome: formation of judgments
- критически оценивать картографические материалы и способы их визуализации; делать выводы на основе пространственного анализа и предлагать обоснованные решения.
Learning outcome: communicative abilities
- представлять результаты картографических и геовизуальных исследований в устной и письменной форме; эффективно использовать карты, диаграммы и инфографику для передачи информации различным аудиториям.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- обладать навыками самостоятельного изучения новых технологий в области картографии и геовизуализации; быть готовым к постоянному профессиональному развитию и адаптации к инновациям.
Teaching methods
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
| Period | Type of task | Total |
|---|---|---|
| 1 rating | Лабораторные работы | 0-100 |
| Самостоятельная работа студента (СРО) | ||
| Промежуточная контрольная работа | ||
| 2 rating | Лабораторные работы | 0-100 |
| Самостоятельная работа студента (СРО) | ||
| Промежуточная контрольная работа | ||
| Total control | Exam, Course Paper | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
| Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
| Контрольные работы и экзамен | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточ-няющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
| Лабораторные работы | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет приме-нить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материа-лом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недо-чета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
| Самостоятельная работа студента (СРО) | Самостоятельная работа полностью выполнена. Работа выполнена полностью тщательно, а структура отвечает на все необходимые вопросы. Оформлен в соответствии с принятыми официальными методиками. Расчетно-графисковый отдел оформлен в соответствии со стандартами. В ходе сдачи студент полностью излагает тему и без промедления отвечает на дополнительные вопросы | Работа выполнена в полном объеме. Работа отвечает всем требованиям оформления и оформления. Допускается одна-две ошибки. Студент может отстоять выполненную работу, понять суть и цель работы, а не сразу ответить только на дополнительные вопросы | Выполнил работу не полностью, но общая направленность и суть соответствовали заданной задаче. Есть пробелы в оформлении и грубые ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы | Тема работы ошибочна, не выполнена полностью или вообще не выполнена. Не может ответить на дополнительные вопросы. Не может получить теоретические знания |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
| FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
| 2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
| Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
| F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Картография как наука
- История картографии
- Классификация карт
- Масштабы карт
- Форма и размеры Земли
- Система координат
- Картографические проекции
- Проекция Гаусса-Крюгера
- Проекция UTM
- Генерализация
- Семиотика
- Цифровая картография
- Растровые и векторные форматы
- Атрибутивные данные
- ГИС в картографии
Key reading
- Лобов, М. И. Картография : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» / М. И. Лобов, Т. В. Морозова, О. В. Волощук. — Макеевка : Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, ЭБС АСВ, 2022. — 103 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125905.html (дата обращения: 26.09.2025). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Идиатуллов, А. К. Картография : учебно-методические рекомендации для бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр (очная и заочная форма обучения) / А. К. Идиатуллов. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. — 126 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86310.html (дата обращения: 26.09.2025). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Основы картографии : учебное пособие / С. С Рацен, А. А. Матвеева, Е. П. Евтушкова [и др.]. — Тюмень : Издательство «Вектор Бук», 2021. — 195 c. — ISBN 978-5-91409-529-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/117667.html (дата обращения: 26.09.2025). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Пасько, О. А. Практикум по картографии : учебное пособие / О. А. Пасько, Э. К. Дикин. — Томск : Томский политехнический университет, 2014. — 175 c. — ISBN 987-5-4387-0416-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/34696.html (дата обращения: 26.09.2025). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Макаренко, С. А. Картография (курс лекций) : учебное пособие / С. А. Макаренко. — Воронеж : Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2015. — 147 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72676.html (дата обращения: 26.09.2025). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Further reading
- Применение геоинформационной системы QGIS 3 для решения практических задач : лабораторный практикум / составители П. С. Куприенко, Е. П. Вялова, Н. В. Ильина. — Воронеж : Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2024. — 109 c. — ISBN 978-5-7731-1197-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/146999.html (дата обращения: 26.09.2025). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Геоинформационные системы и технологии : методические указания по выполнению практических работ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» всех форм обучения / составители В. Н. Копылов, В. Я. Гуськов. — Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2022. — 48 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/145217.html (дата обращения: 26.09.2025). — Режим доступа: для авторизир. пользователей