Основные направления развития охраны труда и ООС
Описание: Дисциплина формирует у студентов системное понимание современных подходов к обеспечению охраны труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду. В ходе обучения рассматриваются правовые, организационные и технические меры по предотвращению профессиональных рисков и экологических нарушений, принципы устойчивого развития, внедрение экологически чистых технологий и формирование культуры безопасности на производстве. По итогам изучения дисциплины студенты овладевают знаниями и практическими навыками в области обеспечения безопасности труда, экологической устойчивости и управления рисками на производственных объектах.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Система управления охраной труда
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 75 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель дисциплины — сформировать у студентов комплексное представление о современных тенденциях и приоритетах в области охраны труда и охраны окружающей среды. Обучение направлено на развитие умений выявлять, оценивать и минимизировать производственные и экологические риски. Также дисциплина способствует формированию ответственного отношения к вопросам безопасности и устойчивого развития на предприятиях.
Задача
- Дисциплина «Основные направления развития охраны труда и охраны окружающей среды (ООС)» направлена на формирование у студентов системного понимания современных подходов к обеспечению безопасности труда и экологической устойчивости. Основными задачами являются изучение нормативно-правовой базы, методов оценки и управления профессиональными рисками, а также развитие навыков проектирования мероприятий по снижению негативного воздействия на работников и окружающую среду. Кроме того, дисциплина способствует формированию экологической и производственной ответственности у будущих специалистов.
Результат обучения: знание и понимание
- В результате изучения дисциплины студент должен знать основные нормативные акты и международные стандарты в области охраны труда и охраны окружающей среды. Он должен понимать современные методы оценки и управления производственными рисками, а также принципы внедрения экологически безопасных технологий на предприятии. Студент также осознает важность интеграции охраны труда и экологической безопасности для устойчивого развития и сохранения здоровья работников и окружающей среды.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- В результате изучения дисциплины студент сможет применять нормативные требования и стандарты охраны труда и окружающей среды при разработке и внедрении мероприятий по снижению профессиональных рисков. Он будет уметь анализировать производственные процессы с целью выявления экологических и санитарно-гигиенических угроз и разрабатывать рекомендации по их устранению. Кроме того, студент сможет участвовать в создании систем управления охраной труда и экологической безопасностью на предприятии для обеспечения устойчивого и безопасного производства.
Результат обучения: формирование суждений
Результат обучения: коммуникативные способности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
Методы преподавания
Темы лекционных занятий
Основная литература
- 1. Закон Республики Казахстан «Конституция Республики Казахстан» 2. Трудовой Кодекс РК от 2015г, с изм. на 01.01. 2019 3. Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» ,2014 4. Безопасность и охрана труда в РК. Сборник нормативных актов. Правила требования. Типовые инструкции; Алматы: Lem , 2017 5. Охрана труда и техника безопасности в строительстве (СНИП РК 1.03-05-2011); Алматы: Lem , 2016 6. Дурановская Г.П. «Безопасность и охрана труда. Трудовое законодательство: комментарии, вопросы и ответы»; Алматы: Lem , 2017 7.Еңбек қорғау: оқу құралы / Н. Жаданов , Н. Құдайбергенов , Д. Есахаева ж.б.- 3-ші бас., толықт., өңд.- Астана: Фолиант, 2017.- 208 б.- (Кәсіптік білім). 8. Аманжолов Ж.К. А61 Еңбекті қорғау және өндірістік қауіпсіздік: ЖОО арналған оқулық/ Ж.К. Аманжолов, Н.Р. Жолмағамбетов, Ж.Ш. Матаев, Э.Р. Халикова, Д.С. Сыздыкбаева, С.Б. Иманбаева Қарағанды мемлекеттік техникалық университеті.- Қарағанды: КарМТУ баспасы, 2016.- 172 б.
Дополнительная литература
- 1. Бурашников Ю.М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях пищевых производств / Ю.М. Бурашников. - СПб.: Гиорд, 2007. – 416 2. Бурашников Ю.М. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле / Ю.М. Бурашников. - М.: Academia, 2018. 3. Васильев, Н.Е. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Н.Е. Васильев. - М.: Academia, 2018 4. Воронкова, Л.Б. Охрана труда в нефтехимической промышленности: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Л.Б. Воронкова, Е.Н. Тароева. - М.: ИЦ Академия, 2012 5. Графкина, М.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт: Учебник / М.В. Графкина. - М.: Academia, 2014 6 Минько, В.М. Охрана труда в машиностроении: Учебник / В.М. Минько. - М.: Academia, 2016. 273с. 6. Аманжолов Ж. , Охрана труда и техника безопасности; Астана : Фолиант,2011 8 Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для студентов высшего профессионального заведения-М.: Академия, 2008. 7 Аипов А.К., Охрана труда и безопасность жизнедеятельности; Учебное пособие,-Астана: Каз.УЭФМТ, 2013 10 Даумова Г.К. Еңбекті қорғау: оқу құралы. - Өскемен: ШҚМТУ, 2017. -134 б. 11 Аманжолов Ж., Охрана труда и техника безопасности: Учебное пособие. 2-ое издание. -Астана: Фолиант, 2011. -440 с. 12 Нурбаева Н.А. Еңбекті қорғау пәнінен зертханалық пракикум: оқу құралы - Өскемен: ШҚМТУ, 2010. - 88 б.