Физиология и психология труда и эргономика в производственных процессах
Beschreibung: Дисциплина формирует навыки использования методов и способов функционального и психологического состояния организма работников производства, эргономики в производственных процессах. Изучаются современные аспекты устойчивого развития, с учетом требований физиологии, психологии и эргономики. Использование в практической деятельности способов и приемов рациональной организации труда, с учетом современных требований физиологии и психологии и эргономики в производственных процессах.
Betrag der Credits: 5
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 30 |
Praktische Arbeiten | 15 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
курсовой проект | |
Endkontrollformular | |
Form der Endkontrolle |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью преподавания дисциплины “Физиология и психология труда” является усвоение знаний и практических навыков по оценке функционального и психологического состояния организма работающего человека, научение приемам расчета и оценки тяжести и напряженности трудового процесса, основам рациональной организации режима труда и отдыха на производстве
Задача
- Задачами дисциплины являются: - овладение знаниями в плане изучения общих физиологических закономерностей , характеризующих деятельное состояние организма человека, его физическую и умственную деятельность; - практическое использование и умение применять современные методы по оценке функционального состояния, тяжести и напряженности трудового процесса конкретных видов производственной деятельности; - внедрение в практику психофизиологических характеристик для рациональной организации труда и научно-обоснованного выбора трудовой деятельности с учетом потребностей общественного производства и индивидуальных особенностей человека
Результат обучения: знание и понимание
- Знание общих физиологических закономерностей , характеризующих деятельное состояние организма человека, его физическую и умственную деятельность; Знание приемов рациональной организации труда и научно-обоснованного выбора трудовой деятельности с учетом потребностей общественного производства и индивидуальных особенностей человека, а также принципа обязательности соответствия конструкции производственного оборудования предприятий анатомо–физиологическим и психфизиологическим особенностям человека
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять полученные при изучении дисциплины знания при выполнении дипломного проектирования и профессиональной деятельности
Результат обучения: формирование суждений
- Грамотно излагать и анализировать с использованием специальной терминологии закономерности, характеризующих деятельное состояние организма человека, основы создания комфортных и безопасных условий на производстве.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владение коммуникативными навыками и умениями, ориентация в коммуникативных средствах в рамках профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - умеют применять методы и средства познания, для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования ; - владеют системой знаний о принципах рациональной организации труда, о факторах, способствующих поддержанию высокой работоспособности и производительности труда на высоком уровне.
Lehrmethoden
В ходе преподавания дисциплины используются следующие технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, учебные дебаты и др.); метод кейсов (анализ ситуации); информационно-коммуникационные технологии.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по практическим работам | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
2 Bewertung | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по практическим работам | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
Endkontrolle | курсовой проект | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Физиология и психология труда как наука, ее цель и задачи
- Опорно –двигательный аппарат и его рабочее применение
- Физиологические функции и психические явления в трудовой деятельности
- Закономерности динамики работоспособности и проблема утомления на производстве
- Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения.
- Психофизиологические основы организации трудового процесса
- Эргономика в производственных процессах. Основные понятия и определения
- Основные характеристики человека-оператора.
- Биомеханические аспекты проектирования рабочих мест.
- Эргономические основы организации и проектирования рабочего места.
- Эргономические требования государственных стандартов к рабочим местам в положении стоя и сидя.
- Оптимизация средств и систем отображения информации.
- Проектирование органов управления
- Эргономические основы проектирования видеотерминальных рабочих мест
Основная литература
- 1 Дишпорлева М.А и др. Психология труда и инженерная психология. Уч. пособие, ЛГУ, 2009 2 Основы инженерной психологии. Уч. пособие / Б.А. Душков, Б.Ф.Ломов, В.Ф.Рубакин и др.- М. ; Высш.шк., 2016. 3 Полежаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда – М.; 2014. 4 Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. Уч. пособие / под ред. М.Ивановой, МГУ,2016. 5 Практикум по физиологии труда. Уч пособие / ред.А.С.Батуев – Л.; ЛГУ, 2006 –137 с.
Дополнительная литература
- 6. ISO 9241-3 Visual display terminals (VDTS) used for office tasks Ergonomics requirements. Part 3. Visual display requirements, 1992 7. European Standard EN 29241-3: Visual display terminals (VDTS) used for office tasks. Ergonomic requirements. Part 3. Visual requirements, 1993 8. MPR 1990:8. 1990-12-01 Test Metod for Visual Display Units. (Стандарт Швеции). 9. С.А. Шыныбаева Эргономическая безопасность (ТБ и ОТ при работе на персональных компьютерах). У-Ка, 1999г. 10. М. Карибаева Өндірістік барысындағы эргономика.Методикалық нұсқаулар,Өскемен, 2010 11. С. Демкин Этот опасный лучистый мир. Свет, 1998г.