Физиология и психология труда и эргономика в производственных процессах

Букунова Альмира Шошановна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина формирует навыки использования методов и способов функционального и психологического состояния организма работников производства, эргономики в производственных процессах. Изучаются современные аспекты устойчивого развития, с учетом требований физиологии, психологии и эргономики. Использование в практической деятельности способов и приемов рациональной организации труда, с учетом современных требований физиологии и психологии и эргономики в производственных процессах.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
курсовой проект
Форма итогового контроля
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины “Физиология и психология труда” является усвоение знаний и практических навыков по оценке функционального и психологического состояния организма работающего человека, научение приемам расчета и оценки тяжести и напряженности трудового процесса, основам рациональной организации режима труда и отдыха на производстве
Задача
  • Задачами дисциплины являются: - овладение знаниями в плане изучения общих физиологических закономерностей , характеризующих деятельное состояние организма человека, его физическую и умственную деятельность; - практическое использование и умение применять современные методы по оценке функционального состояния, тяжести и напряженности трудового процесса конкретных видов производственной деятельности; - внедрение в практику психофизиологических характеристик для рациональной организации труда и научно-обоснованного выбора трудовой деятельности с учетом потребностей общественного производства и индивидуальных особенностей человека
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание общих физиологических закономерностей , характеризующих деятельное состояние организма человека, его физическую и умственную деятельность; Знание приемов рациональной организации труда и научно-обоснованного выбора трудовой деятельности с учетом потребностей общественного производства и индивидуальных особенностей человека, а также принципа обязательности соответствия конструкции производственного оборудования предприятий анатомо–физиологическим и психфизиологическим особенностям человека
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять полученные при изучении дисциплины знания при выполнении дипломного проектирования и профессиональной деятельности
Результат обучения: формирование суждений
  • Грамотно излагать и анализировать с использованием специальной терминологии закономерности, характеризующих деятельное состояние организма человека, основы создания комфортных и безопасных условий на производстве.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Владение коммуникативными навыками и умениями, ориентация в коммуникативных средствах в рамках профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - умеют применять методы и средства познания, для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования ; - владеют системой знаний о принципах рациональной организации труда, о факторах, способствующих поддержанию высокой работоспособности и производительности труда на высоком уровне.
Методы преподавания

В ходе преподавания дисциплины используются следующие технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, учебные дебаты и др.); метод кейсов (анализ ситуации); информационно-коммуникационные технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Выполнение задания по практическим работам 0-100
Выполнение задания по практическим работам
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение тестовые задания по материалам лекции
2  рейтинг Выполнение задания по практическим работам 0-100
Выполнение задания по практическим работам
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение тестовые задания по материалам лекции
Итоговый контроль курсовой проект 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Физиология и психология труда как наука, ее цель и задачи
  • Опорно –двигательный аппарат и его рабочее применение
  • Физиологические функции и психические явления в трудовой деятельности
  • Закономерности динамики работоспособности и проблема утомления на производстве
  • Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения
  • Психофизиологические основы организации трудового процесса
  • Эргономика в производственных процессах
  • Основные характеристики человека-оператора
  • Биомеханические аспекты проектирования рабочих мест
  • Эргономические основы организации и проектирования рабочего места
  • Эргономические требования государственных стандартов к рабочим местам в положении стоя и сидя
  • Оптимизация средств и систем отображения информации
  • Проектирование органов управления
  • Эргономические основы проектирования видеотерминальных рабочих мест
Основная литература
  • 1 Дишпорлева М.А и др. Психология труда и инженерная психология. Уч. пособие, ЛГУ, 2009 2 Основы инженерной психологии. Уч. пособие / Б.А. Душков, Б.Ф.Ломов, В.Ф.Рубакин и др.- М. ; Высш.шк., 2016. 3 Полежаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда – М.; 2014. 4 Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. Уч. пособие / под ред. М.Ивановой, МГУ,2016. 5 Практикум по физиологии труда. Уч пособие / ред.А.С.Батуев – Л.; ЛГУ, 2006 –137 с.
Дополнительная литература
  • 6. ISO 9241-3 Visual display terminals (VDTS) used for office tasks Ergonomics requirements. Part 3. Visual display requirements, 1992 7. European Standard EN 29241-3: Visual display terminals (VDTS) used for office tasks. Ergonomic requirements. Part 3. Visual requirements, 1993 8. MPR 1990:8. 1990-12-01 Test Metod for Visual Display Units. (Стандарт Швеции). 9. С.А. Шыныбаева Эргономическая безопасность (ТБ и ОТ при работе на персональных компьютерах). У-Ка, 1999г. 10. М. Карибаева Өндірістік барысындағы эргономика.Методикалық нұсқаулар,Өскемен, 2010 11. С. Демкин Этот опасный лучистый мир. Свет, 1998г.