Метрология, стандартизация и сертификация
Beschreibung: Дисциплина формирует теоретические и практические основы метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения высокого качества продукции и эффективности труда. Изучает понятия стандартизации и сертификации, основы метрологической теории и метрологического обеспечения, практику проведения технических измерений, принципы взаимозаменяемости изделий по геометрическим параметрам. Знание метрологических основ, допусков, посадок и методов измерений, применение принципов стандартизации и сертификации для повышения качества и производственной эффективности.
Betrag der Credits: 6
Пререквизиты:
- Химический анализ
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 30 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 90 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | письменный |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Целью освоения дисциплины метрология, стандартизация и сертификация является формирование системы знаний, умений и владений навыками в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия как основных методов обеспечения качества продукции, работ и услуг.
Задача
- Изучение теоретических основ законодательной, теоретической и прикладной метрологии; правовых основ и систем стандартизации и сертификации; основы взаимозаменяемости, нормирования точности; современных средств измерения;
Результат обучения: знание и понимание
- Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» содержит углубленный материал по вопросам стандартизации, сертификации, метрологии и системам менеджмента качества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Знание курса «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимо для использования Международной системы единиц СИ и рекомендации СИ в практике технических расчетов, а также умение выполнять оценку погрешностей при технических и точных измерениях.
Результат обучения: формирование суждений
- Студенты должны разбираться в международной, государственной стандартизации и сертификации.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь организовать работу на предприятии по внедрению стандартов в производство, знать критерии сертификации продукции
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Изучение дисциплины дает возможность для изучения других предметов промышленности
Lehrmethoden
Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Конспекты лекций | 0-100 |
Практические работы | ||
Рубежный контроль | ||
2 Bewertung | Конспекты лекций | 0-100 |
Практические работы | ||
Рубежный контроль | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует си стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует проч- ные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практиче- скую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой | выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1. Введение. Основные задачи курса «Метрология, стандартизация и сертификация в области БЖД и ЗОС»
- 2. Роль стандартизации, метрологии, технических измерений, контроля и управления качеством продукции для внедрения достижений науки и техники в производство.
- 3. Метрологические задачи и математические модели
- 4. Цель, объекты и методы стандартизации
- 5. Порядок разработки стандартов, их соблюдение и контроль
- 6.Управление качеством продукции. Основные термины и определения понятий: свойства продукции, качество продукции, показатели качества продукции.
- 7. Процессный, системный подходы и принятие решений
- 8.Сертификация, ее цели и задачи. Основные термины и определения. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции.
- 9.Роль сертификации в обеспечении качества продукции.
- 10. Знаки и знаковые системы. Маркировка продукции. Реклама товаров. Штриховое кодирование.
- 11. Международные организации по стандартам. НТП и стандарты-лидеры. Системы стандартов охраны труда.
- 12. Система стандартов безопасности труда. Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности. Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
- 13. Международная сертификация. Деятельность ИСО в области сертификации. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации.
- 14. Управление качеством и конкурентоспособность продукции.
- 15. Правовые основы сертификации в республике Казахстан. Закон РК «О сертификации».
Основная литература
- 1. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 791 c. — ISBN 978-5-4487-0335-5.
Дополнительная литература
- 1. Основы стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества. Учебное пособие. Алматы: Казахстанская ассоциация маркетинга, 2003 г. - 564 с. 2. Шишкин И.К. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учебник для ВУЗов./ Под ред. Н.С. Соломенко. - М.: Изд. стандартов, 1990. - 470 с. 3. Аубакиров Г.О. Практикум по метрологии, стандартизации и управления качеством. – Алматы: Рауан демеу, 1992. 4 . Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. ЮНИТИ, 2002. 5. Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии. – М.: Изд-во стандартов, 1999. 6. Тартарковский Д.Р., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений. – Москва: Высшая школа, 2002. 1 Аскаров Е.С. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебное пособие. – Алматы, 2007. – 321 с. 2 Никифоров А. Метрология, стандартизация и сертификация. -М., 2010.- 215 с. 3 Сигов А.С. Метрология, стандартизация и технические измерения.-М., 2008. -624 с. 4 Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и технические измерения. -М.: Юрайт, 2012 . 5 Сергеев А.Г. Метрология и метрологическое обеспечение.-М., 2008.- 205 с. 6 Закон РК «О техническом регулировании», 2004. 7 Закон РК «Об аккредитации в области оценки соответствия», 2008. СТ РК 2.11-2000 Цели и задачи, струк системы калибровки РК.