Метрология, стандартизация и сертификация

Букунова Альмира Шошановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина формирует теоретические и практические основы метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения высокого качества продукции и эффективности труда. Изучает понятия стандартизации и сертификации, основы метрологической теории и метрологического обеспечения, практику проведения технических измерений, принципы взаимозаменяемости изделий по геометрическим параметрам. Знание метрологических основ, допусков, посадок и методов измерений, применение принципов стандартизации и сертификации для повышения качества и производственной эффективности.

Betrag der Credits: 6

Пререквизиты:

  • Химический анализ

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 90
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью освоения дисциплины метрология, стандартизация и сертификация является формирование системы знаний, умений и владений навыками в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия как основных методов обеспечения качества продукции, работ и услуг.
Задача
  • Изучение теоретических основ законодательной, теоретической и прикладной метрологии; правовых основ и систем стандартизации и сертификации; основы взаимозаменяемости, нормирования точности; современных средств измерения;
Результат обучения: знание и понимание
  • Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» содержит углубленный материал по вопросам стандартизации, сертификации, метрологии и системам менеджмента качества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Знание курса «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимо для использования Международной системы единиц СИ и рекомендации СИ в практике технических расчетов, а также умение выполнять оценку погрешностей при технических и точных измерениях.
Результат обучения: формирование суждений
  • Студенты должны разбираться в международной, государственной стандартизации и сертификации.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь организовать работу на предприятии по внедрению стандартов в производство, знать критерии сертификации продукции
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Изучение дисциплины дает возможность для изучения других предметов промышленности
Lehrmethoden

Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя. Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления. Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Конспекты лекций 0-100
Практические работы
Рубежный контроль
2  Bewertung Конспекты лекций 0-100
Практические работы
Рубежный контроль
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует си стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует проч- ные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практиче- скую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1. Введение. Основные задачи курса «Метрология, стандартизация и сертификация в области БЖД и ЗОС»
  • 2. Роль стандартизации, метрологии, технических измерений, контроля и управления качеством продукции для внедрения достижений науки и техники в производство.
  • 3. Метрологические задачи и математические модели
  • 4. Цель, объекты и методы стандартизации
  • 5. Порядок разработки стандартов, их соблюдение и контроль
  • 6.Управление качеством продукции. Основные термины и определения понятий: свойства продукции, качество продукции, показатели качества продукции.
  • 7. Процессный, системный подходы и принятие решений
  • 8.Сертификация, ее цели и задачи. Основные термины и определения. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции.
  • 9.Роль сертификации в обеспечении качества продукции.
  • 10. Знаки и знаковые системы. Маркировка продукции. Реклама товаров. Штриховое кодирование.
  • 11. Международные организации по стандартам. НТП и стандарты-лидеры. Системы стандартов охраны труда.
  • 12. Система стандартов безопасности труда. Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности. Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
  • 13. Международная сертификация. Деятельность ИСО в области сертификации. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации.
  • 14. Управление качеством и конкурентоспособность продукции.
  • 15. Правовые основы сертификации в республике Казахстан. Закон РК «О сертификации».
Основная литература
  • 1. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе, Б. И. Лактионов. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 791 c. — ISBN 978-5-4487-0335-5.
Дополнительная литература
  • 1. Основы стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества. Учебное пособие. Алматы: Казахстанская ассоциация маркетинга, 2003 г. - 564 с. 2. Шишкин И.К. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учебник для ВУЗов./ Под ред. Н.С. Соломенко. - М.: Изд. стандартов, 1990. - 470 с. 3. Аубакиров Г.О. Практикум по метрологии, стандартизации и управления качеством. – Алматы: Рауан демеу, 1992. 4 . Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. ЮНИТИ, 2002. 5. Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии. – М.: Изд-во стандартов, 1999. 6. Тартарковский Д.Р., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений. – Москва: Высшая школа, 2002. 1 Аскаров Е.С. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебное пособие. – Алматы, 2007. – 321 с. 2 Никифоров А. Метрология, стандартизация и сертификация. -М., 2010.- 215 с. 3 Сигов А.С. Метрология, стандартизация и технические измерения.-М., 2008. -624 с. 4 Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и технические измерения. -М.: Юрайт, 2012 . 5 Сергеев А.Г. Метрология и метрологическое обеспечение.-М., 2008.- 205 с. 6 Закон РК «О техническом регулировании», 2004. 7 Закон РК «Об аккредитации в области оценки соответствия», 2008. СТ РК 2.11-2000 Цели и задачи, струк системы калибровки РК.