Промышленная экология

Букунова Альмира Шошановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина направлена на изучение воздействия промышленных производств на окружающую среду и методов его снижения. В процессе обучения рассматриваются экологические нормы, технологии очистки, безотходные производства и экологический паспорт предприятия. По итогам освоения дисциплины студенты приобретают знания об источниках загрязнений, навыки оценки их последствий, выбора мер по снижению воздействия и работы с экологической документацией.

Betrag der Credits: 6

Пререквизиты:

  • Химический анализ

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 90
курсовой проект
Endkontrollformular
Form der Endkontrolle

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование теоретических знании и практических навыков в области техногенных воздействий промышленных предприятий на окружающую среду, представлений у студентов основных источниках загрязнения, состава загрязняющих веществ, их количественной оценке, основных направлениях оптимизации промышленного ресурсопотребления.
Задача
  • - изучение теоретического объема курса - обучение студентов приемам диагностики экологического состояния окружающей среды под влиянием воздействия окружающей среды под влиянием воздействия промышленных выбросов, сбросов и захоронений промышленных отходов - формирование умений и навыков анализа фактического материала - обучение студентов приемам инженерных решений.
Результат обучения: знание и понимание
  • - основы промышленной экологии, - региональные проблемы промышленной экологии - методики анализа техногенного состояния окружающей среды
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - оценка экологическое состояние промышленных узлов - использование основных методов экологических оценок параметров состояния природно-технических систем - осуществление расчетов и прогнозирование изменения устойчивости окружающей среды к техногенному влиянию - решение конкретных задач по защите окружающей среды по рациональному природопользованию
Результат обучения: формирование суждений
  • -выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической документации, - иметь представление о проблемах социально-экологических систем связанных с защитой окружающей среды и рациональным природопользованием
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в промышленной экологии; – способность находить организационно-управленческие решения в различных производственных ситуациях.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность оперативно адаптировать основные законы дисциплин в профессиональной деятельности, применять современные информационные технологии, методы математического анализа и моделирования при выполнении лабораторных, экспериментальных экологических исследований.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Конспекты лекций 0-100
Практические работы
Рубежный контроль
2  Bewertung Конспекты лекций 0-100
Практические работы
Рубежный контроль
Endkontrolle курсовой проект 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует си стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточ- няющие вопросы демонстрирует проч- ные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практиче- скую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в промышленную экологию
  • Современная структура и основные направления развития общей экологии
  • Промышленные экосистемы
  • Экологические факторы и их классификация
  • Изменение характеристик биосферы в связи с производственной деятельностью
  • Экологические проблемы отдельных отраслей промышленности
  • Влияние предприятий на окружающую среду
  • Воздействие горного производства на окружающую среду
  • Транспорт и окружающая среда
  • Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
  • Энергетика и окружающая среда
  • Оценка воздействия на окружающую среду
  • Противодействие угрозам природного и техногенного характера
  • Экологическая безопасность
  • Экологический паспорт предприятия
Основная литература
  • 1. Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК 2. Жалпы және қолданбалы экология негіздері. Оқу құралы./Букунова А.Ш., Кайсина М.И., Жаманбаева М.К., Идришева Ж.К. Өскемен: С. Аманжолов ат. ШҚМУ «Берел» баспасы, 2020. – 160 б. 3. Экология және тіршілік қауіпсіздігі: Оқулық / Атикеева С. Н., Каражанова М.Х., Оспанова А.Е. - Нұр-Сұлтан: «ТұранАстана» университеті 2022-235б. 4.Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 382 с. 5.Охрана окружающей среды: процессы и аппараты защиты гидросферы: учебник для СПО / А.И. Родионов, В.Н. Клушин, В.Г. Систер. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 283 с. 6. Калыгин В.Г. Промышленная экология – М.: МНЭПУ, 2017 3. Медведев В.Т. (ред.) Инженерная экология Учебник. - М.: Гардарики, 20016. — 687 с. 7. Исмаилова, А. А. Промышленная экология : учебник / А. А. Исмаилова, Н. А. Нурбаева. — Астана : Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2018. — 263 c. — ISBN 978-9965-799-15-0. 8. Серікбаева А. Өнеркәсіптік экология. Оқу құралы. – Изд. Foliant2015. - 224 с.
Дополнительная литература
  • 9. А.Т.Қуатбаев Жалпы экология Алматы. ЖШС РПБК «Дәуір»,2012 10. Г.С.Оспанова, Г.Т.Бозшатаева. Экология. Алматы.Экономика, 2012 11. Дорожко С., Малькевич Н., Морзак Г. Технические основы охраны окружающей среды. - Минск: БНТУ, 2012 г.- 1197с. 12. М.С.Тонкопий, Г.С.Сатбаева, Н.П.Ишкулова, Н.М.Анисимова Экология және тұрақты даму. Алматы. ЖШС РПБК «Дәуір»,2011 13. М.Ш. Әлинов. Экология және тұрақты даму. Оқу құралы. – Алматы «Бастау», 2012 14. Ә.С.Бейсенова, Ж.Б.Шілдебаев, Г.З.Саутбаева. Экология. Алматы, 2010 15. Семенова И.В. Промышленная экология Учебник для студ. высш. учеб. заведений / И.В.Семенова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 528 с 16. Экология. Оқу құралы. /Ж.Е.Дәрібаев, Ә.Б.Баешов, С.С.Сермаңызов. - Астана. Дәнекер, 2005 17. Певзнер В.И. Горное производство и окружающая среда. - М.: Высшая школа,2005 18. Сапега В.А. Практикум по экологии – Тюмень, ТГУ, 2002 19. В.М.Гарин, И.А.Клёнова, В.И.Колесников. Экология для технических вузов. Феникс, 2001 20. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001 21. Луканин В.М., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология- М.: Высшая школа, 2001 22. Экология для инженера: учеб.-справ. пособие / В.Ф.Панин, А.И.Сечин, В.Д.Федосова. - М.: Издат. дом "Ноосфера", 2001. - 282 c. - Библиогр.: с. 272-277. 23. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие для ВУЗов / А.И.Федорова, А.Н.Никольская. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 286 c. 3. Инженерная экология и экологический менеджмент: Учеб. / Ред. Н.И.Иванов, Ред. И.М.Фадин. - М.: Логос, 2002. - 527 c. 24.Реймерс Н.Ф. Природопользование – М.: Мысль, 1990 25.Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест ГН 2.1.6.695 – 98 РК 3.02.036 99 26.Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест - ГН 2.1.6.695 – 98 РК 3.02.037 99