Основы утилизации, обезвреживание и захоронение промышленных отходов
Описание: Дисциплина рассматривает основные характеристики промышленных отходов, защита окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, методы и технологии утилизации отходов, способы переработки, складирования и хранения отходов на полигонах и свалках общие закономерности процессов утилизации отходов, правовые, экономические и экологические аспекты утилизации промышленных отходов. Освещены вопросы паспортизации и сертификации отходов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Промышленная экология
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Устный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Подготовка бакалавров, которые владеют организационно-техническими основами обращения с отходами и умеют их применять при организации производственного процесса.
Задача
- владение зниниями - нормативных и юридических документов, характеризующих отходы и регламентирующих мероприятия с ними; - основных типов отходов и их свойств, технологических принципов обезвреживания отходов; - основами принципиальных схем утилизации и их эффективности
Результат обучения: знание и понимание
- знать и понимать: - региональные проблемы промышленных отходов; - основы утилизации и обезвреживания отходов; - методики определения параметров промышленных отходов; - способы нормирования и классификации отходов; - технологии переработки, захоронения и ликвидации отходов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - методов и схем захоронения отходов; - основных принципов проектирования могильников и полигонов; - инженерным способам организации защиты и хранения захороненных материалов; - методов, систем контроля и наблюдения за полигонами
Результат обучения: формирование суждений
- приемлемости и соответствии нормативно – технической литературы; - аналитике и оценке неблагоприятных особенностях отходов и классифицировать их; - выбора и обоснований оптимальных инженерных решений обеспечивающих рациональность, надежность и безопасность технологии утилизации, обезвреживания и хранения отходов промышленности; - по определению и решению задачи по рациональному использованию промышленных отходов; - выбирать технологии, аппараты и схемы утилизации, исключающие образование вторичных выбросов.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально участвовать в разработке и реализации методов и программ в реализации операций с отходами на всех стадиях обращения с ними
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- анализ фактического материала; - идентификации отходов; - расчетно – аналитической оценки мероприятий с отходами
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Конспекты лекций | 0-100 |
Рубежный контроль | ||
Практические работы | ||
2 рейтинг | Конспекты лекций | 0-100 |
Рубежный контроль | ||
Практические работы | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует си стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточ- няющие вопросы | демонстрирует проч- ные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практиче- скую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой | выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов. |
Работа с данными лекции и ответы на вопросы | Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой | Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые учитель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия |
Подготовка и защита заданий по заданным темам в самостоятельной работе обучающегося | В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель | Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия |
Итоговый контроль | Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1
- Тема 2
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
Основная литература
- 1 Адрышев А.К. Основы утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов: Конспект лекций.-Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2007.-206 с 2 Валейжес С.Я. Основнык способы утилизации и переработка вторичных ресурсов, М.: Металлургия, 1988. 3 Временная инструкция 4 С.С. Тимофеева «Введение в безопасность жизнедеятельности». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 375 с. 5 Т.А. Трифонова; Н.В. Селиванова, Н.В. Мищенко. «Прикладная экология», -М.: Академический проспект –Традиции, 2005. -382 с.1 Ларионов, Николай Михайлович. Промышленная экология учебник для бакалавров / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. Москва : Юрайт, 2014. -495 с. 2 Ларичев, Тимофей Альбертович. Утилизация, переработка и захоронение промышленных отходов: опорные конспекты:/ Т. А. Ларичев ; Кемеровский гос. ун-т. -Кемерово: 2013. -79 с. 3 Гридэл Т. Е., Алленби С.,Шмелев С. Промышленная экология -Москва : Юнити-Дана, 2012. -527 с. 4 Зайцев, В.А. Промышленная экология: учебное пособие. -Электрон. дан. -М. : "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2012. -388 с. 5 Акинин, Николай Иванович. Промышленная экология: принципы, подходы, технические решения: учеб. пособие / Н. И. Акинин. -2-е изд., испр. и доп. -Долгопрудный : Интеллект, 2011. -311 с. 6 Шубов Л.Я. Технология отходов: Учебник / Л.Я. Шубов, М.Е. Ставровский, А.В. Олейник. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 352 с. 7 Санитарная очистка и уборка населенных мест / АКХ им. К.Д. Памфилова. Под ред.А.Н. Мирного. – М.: стройиздат, 1997. - 206с. 8 Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. АКХ им. К.Д. Памфилова. – М.: Минстрой РФ, 1997. – 91с. 9 Технические требования на проектирование заводов по механизированной пееработке ТБО с целью повышения их экологической безопасности. – М.: Минстрой РФ, 1997. – 35с. 10 Бобович Б.Б, Девяткин В.В. Переработка отходов производства ипотребления. М.: Стройиздат, 1992.426 с. 11 Вильсон Д. Утилизация твердых отходов М.: Стройиздат, 1985. 320 с. 12 Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы.М.: Изд-во Гранд, 2002. 328 с. 13 Денисов С.И. Улавливание и утилизация пылей и газов. Учебноепособие для вузов М.: Металлургия 1991 14 П.П. Пальгунов, М.В. Сумароков Утилизация промышленных отходов.М.: Стройиздат, 1990. 332 с. 15 Туркебаев Э.А., Садыков Г.Х. Комплексное использование сырья иотходов промышленности. Алматы: Казахстан, 1988 16 В.И. Филиппов Термические способы обработки и уничтожения горючих отходов промышленных предприятий М.: Стройиздат, 1986
Дополнительная литература
- 8. Инновационные механизмы управления отходами. Монография / Р. Г. Мамин, Т. П. Ветрова, Л. А. Шилова. - Москва : ФГБОУ ВПО "МГСУ", 2013. 9. Дорожко С., Малькевич Н., Морзак Г. Технические основы охраны окружающей среды. - Минск: БНТУ, 2012 г.- 1197с. 10. Промышленная экология: Учебное пособие/Е.В.Ларионов – ТПУ, Томск, 2011. – 125 с. 11. Адрышев А.К. Основы утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов: Конспект лекций.-Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2007.-206 с 12. Валейжес С.Я. Основнык способы утилизации и переработка вторичных ресурсов, М.: Металлургия, 1988. 13. Т.А. Трифонова; Н.В. Селиванова, Н.В. Мищенко. «Прикладная экология», -М.: Академический проспект –Традиции, 2005. -382 с. 14.Промышленный рециклинг техногенных отходов: Учебное пособие /В.Н. Кокорин, А.А. Григорьев, М.В. Кокорин, О.В. Чемаева. — Ульяновск: УлГТУ, 2005. —42с. 15. Кононов А.И. «Обезвреживание токсичных отходов промышленности» М.: Химия, 1986. 16. Валейжес С.Я. Основные способы утилизации и переработка вторичных ресурсов, М.: Металлургия, 1988. 17. Байер К.Л. Захоронение промышленных отходов. Технология и аппараты. Том 1,2. М.: 1986. 18.Нагринцаа Г II , Леоитьевский В.Г., Черников В.Е. Огневое обезвреживали отходим «имических производств //Энергосбережение в химических производствах .-- Новосибирск: 1986 . С.69-81. 19. Валяав Н.А., Сумароков М.В., Эль Ю.Ф. Термическое обезвреживаиие токсичных отходов: Экспресс-информ .-- М.: ГОСНТИ, 1985 .-Вып. 12.- С.80. 20. Валяав В.А., Лавренов A.M., Будрейко Е.Н., Зайцев В.А. и др. Обезвреживание и утилизация токсичных промышленных отходов в г. Москве // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 1987 .-- N 5-6 (68-69) .-- М.: ВИНИТИ. С.31-35. 21. Варааяяа Ё.А., Конрад Е.К. Переработка промышленных отходов на специализированных межотраслевых комплексах как направление охраны окружающей гредм в промышленно развитом центре .-- Запорожье.: УКРНИИНТИ, 1986 . С.30 22. Вербавмчус Е.Б. Утилизация токсичных отходов различных отраслей промышленности на Палемонасском керамическом заводе // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. -- 1987 .-- N 5-6 (68-69) .-- М.: ВИНИТИ, С.73 80. 23. Евилевич А.З., Евилевич М.А. Утилизация осадков сточных вод .-- Л.: Стройиздат, 1988 .- 247 с. 24. Израэль Ю.А., Ровииский Ф.Я. Берегите биосферу .-- М.: Педагогика, 1987 .-- С.129. 25. Ю.Лаяреяов А.Н., Беляев В.А., Маиин СМ., Боришанский Г.С. Пути решения проблемы обеавреживния и утилизации промышленных отходов в больших городах // Проблемы больших городов.-- М.: МГЦНТИ, 1985. Вып. 15.1. --С.24. 26. П.Ласкория Б.Н., Громов Б.В.,Цыганков А.П., Сенин В.Н. и др. Безотходная технология в промышленности.- М.: Стройиздат, 1986 .-- с.155. 27. Материалы советско-финского симпозиума по переработке сложных отходов.- Л.: 1985. - С. 50. 28. Муратова Л.А., Гольдин А.Я., Молодов П.В. Недопотребление и водоотведение автотранспортных и авторемонтных предприятий .-- М.: Транспорт,