Мониторинг окружающей среды

Жаманбаева Манира Крыкбаевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина направлена на изучение методов и технологий контроля состояния природных сред, атмосферы, гидросферы, почв, а также на анализ антропогенного воздействия на экосистемы. Студенты должны освоить инструментальные и дистанционные методы мониторинга, нормативную базу и навыки интерпретации экологических данных. В результате освоения дисциплины студенты смогут разрабатывать программы мониторинга, оценивать риски загрязнений и принимать управленческие решения для минимизации экологического ущерба.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Химический анализ

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)* 15
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Достижение высокого качества экологического образования в познании геоэкологического состояния и закономерностей пространственной дифференциации природно-технических геосистем, оценке перспектив развития региональных геоэкологических ситуаций через призму действий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Задача
  • - изучение теоретического объема курса, - анализ закономерностей развития природно-технических геосистем, - приобретение навыков и умений по выявлению допустимых норм антропогенных воздействий на природную среду, - разработка научно обоснованной стратегии в области оптимизации природной среды, - формирование умений и навыков анализа фактического материала, - обучение студентов приемам инженерных решений.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать уровни, структуру и задачи мониторинга среды обитания человека; существующие методы и средства исследования среды обитания человека; особенности осуществления мониторинговых действий на глобальном, региональном и локальном уровнях
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Использовать фундаментальные и новейшие достижения в охране окружающей среды; оценивать геоэкологическую обстановку, пользоваться основными методиками мониторинга окружающей среды, информационной системы оценок параметров экологического состояния окружающей среды, осуществлять прогноз состояния природно-технических геосистем в условиях нарастающего антропогенного воздействия на окружающую среду
Результат обучения: формирование суждений
  • Выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической документации, прогнозирование и разработка методов контроля окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области мониторинга окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать знания в методике разработки и проектирования схем, приборов, аппаратов и систем мониторинга. Совершенствование знаний в области передовых научных методов мониторинга и пользоваться ими на уровне необходимом для оперативного решения проблем.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практические задания 0-100
Задания самостоятельной работы; сдача лекций
Рубежный тест
2  *Rating(zh-CN)* Практические задания 0-100
Задания самостоятельной работы; сдача лекций
Промежуточный контрольный тест
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Защита практических заданий выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Рубежное тестирование Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49)
Итоговая оценка Даны полные и развернутые ответы на все экзаменационные вопросы в билете, приведены необходимые формулы, схемы или примеры. Даны ответы на все экзаменационные вопросы в билете, но допущены недочеты, ответы не достаточно полные. Нет ответа на один из экзаменационных вопросов. На остальные вопросы дано более 50% ответа. Ответы краткие, содержат менее 50% ответа на вопрос. Либо ответ не соответствуют экзаменационному вопросу. Нет ответов на два из трех вопросов билета.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Понятие о мониторинге и его элементах
  • Глобальный экологический мониторинг
  • Государственный мониторинг
  • Локальный мониторинг
  • Мониторинг источника загрязнения (точечный мониторинг)
  • Производственный экологический контроль
  • Фоновый экологический мониторинг
  • Аэрокосмический мониторинг
  • Мониторинг антропогенных изменений окружающей природной среды
  • Мониторинг атмосферного воздуха
  • Мониторинг природных вод
  • Мониторинг состояния почв
  • Негосударственные виды мониторинга
Основная литература
  • 1. Голицин А.Н. Промышленная экология и мониторинг окружающей среды – М.: ИРПО, 2007. 2. Каракеян В.И. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Учебник, Юрайт, 2016 - 397 с. 3. Горшков М.В. Экологический мониторинг. Учеб. пособие / М.В. Горшков. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. 4. Тихонова И.О., Кручинина Н.Е., Десятков А.В. Экологический мониторинг водных объектов. – М.: Инфра-М, 2012. – 152 с. 5. Тихонова И.О., Тарасов В.В., Кручинина Н.Е., Экологический мониторинг атмосферы. – М.: Инфра-М, 2012. – 136 с.
Дополнительная литература
  • 6. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212 7. ГОСТы 17... Охрана природы.