Изменение климата и "зеленая" экономика

Жаманбаева Манира Крыкбаевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на формирование у студентов комплексного понимания причин, последствий и механизмов изменения климата, а также роли «зелёной» экономики в адаптации и смягчении его воздействия на глобальную экосистему и социум. Студенты должны освоить методы анализа климатических данных, изучить международные и национальные стратегии низкоуглеродного развития, а также оценить эффективность «зелёных» технологий и экономических моделей. В результате освоения дисциплины студенты приобретают способность разрабатывать проекты и рекомендации по снижению углеродного следа, применять принципы устойчивого развития в профессиональной деятельности и участвовать в реализации климатической политики на локальном и глобальном уровнях.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Основы экологического мировоззрения

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование у студентов понимания тесной взаимосвязи между экономической деятельностью человека и изменениями климата, необходимости внедрения «зеленой» экономики; развитие навыков принятия решений в области обеспечения устойчивого развития и качественного экономического роста на микро- и макроуровнях
Задача
  • - овладение теоретическими знаниями о климате, его изменениях в результате хозяйственной деятельности в глобальном и национальном масштабах, влиянии климата на природные и хозяйственные системы; - формирование у студентов представления о «зеленой» экономике, как основе устойчивого развития в глобальном и национальном масштабах и основном инструменте борьбы с изменениями климата; - повышение осведомленности и создание потенциала опыта у студентов в области адаптации к изменениям климата в мире и Республике Казахстан; - формирование у студентов навыков анализа состояния окружающей среды в связи изменения климата с учетом требований «зеленой» экономики; - получение информации о парниковых газах, их поли в изменении климата, механизмах для сокращения выбросов ПГ, их внедрении в Казахстане, системе регулирования; - овладение практическими умениями анализа и оценки системы торглови выбросами; разработки национальных программ и планов регулирования выбросов ПГ; - формирование целостного представления об основах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, навыков анализа энергоэффективности в различных странах, практических умений составления программ и планов по энергосбережению в различных секторах экономики Казахстана;
Результат обучения: знание и понимание
  • Понимать компоненты, участвующие в процессе исследований в области изменения климата и «зеленой» экономики. Описывать и признавать основные виды исследований в области изменения климата и «зеленой» экономики в РК. Критически анализировать ключевые теоретические, методологические и этические вопросы в исследовании по изменению климата и «зеленой» экономике. Использовать и разъяснять основные количественные и качественные методы сбора и анализа данных. Планировать, проектировать и проводить небольшие научно-исследовательские проекты по темам, представляющим интерес в области изменения климата и «зеленой» экономики.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • ключевые понятия климата, особенности климата, его изменений в результате хозяйственной деятельности, влияние климата на природные и хозяйственные системы; взаимосвязь «зеленой» экономики и устойчивого развития в глобальном и национальном масштабах, роль «зеленой» экономики в борьбе с изменениями климата; адаптации к изменениям климата в мире и Республике Казахстан; характеристики парниковых газов, их роль в изменении климата, механизмы для сокращения выбросов ПГ, их внедрение в Казахстане, систему регулирования ПГ; основы энергосбережения и повышения энергетической эффективности; понятия о возобновляемых источниках энергии, их видах, практику в области международного использования, потенциал ВИЭ в Казахстане; влияние изменений климата на сельское хозяйство, уязвимость сельского хозяйства Казахстана от климатических изменений; последствия воздействия климата на водные ресурсы, проблемы, сложившиеся в водной сфере Казахстана, мерах адаптации в водном секторе; пути решения проблемы отходов, предлагаемых «зеленой» экономикой. уметь: выявлять и анализировать причинно-следственные связи изменения климата и состояния окружающей среды; оценивать роль климатических ресурсов в решении экологических, экономических и социальных проблем; использовать для решения исследовательских и практических задач, связанных с взаимодействием человека и природы, методы и инструменты «зеленой» экономики; составлять программы и планы по энергосбережению в различных секторах экономики Казахстана; проводить анализ передового зарубежного опыта по внедрению новых технологий, например ВИЭ и составлять рекомендации по их использованию в Казахстане; составлять программы адаптации к изменениям климата в наиболее уязвимых секторах экономики Казахстана; аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссиях по вопросам изменения климата и «зеленой» экономики.
Результат обучения: формирование суждений
  • Выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической документации, прогнозирование и разработка методов контроля окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области мониторинга окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать знания в методике разработки и проектирования схем, приборов, аппаратов и систем мониторинга. Совершенствование знаний в области передовых научных методов мониторинга и пользоваться ими на уровне необходимом для оперативного решения проблем.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг 0-100
2  рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Защита практических заданий выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Рубежное тестирование Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49)
Итоговая оценка Даны полные и развернутые ответы на все экзаменационные вопросы в билете, приведены необходимые формулы, схемы или примеры. Даны ответы на все экзаменационные вопросы в билете, но допущены недочеты, ответы не достаточно полные. Нет ответа на один из экзаменационных вопросов. На остальные вопросы дано более 50% ответа. Ответы краткие, содержат менее 50% ответа на вопрос. Либо ответ не соответствуют экзаменационному вопросу. Нет ответов на два из трех вопросов билета.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Цель курса, краткий исторический очерк взаимодействия общества и природы
  • Население мира как фактор изменения климата
  • Проблема потребления и изменение климата
  • НТП и его связь с изменением климата
  • Прогнозы изменения климата и сценарии развития
  • История развития «зеленых» идей в экономике
  • Различные стратегии «зеленой» экономики
  • Устойчивое развитие
  • Мировые корпорации и их «зеленые» стратегии
  • Глобальные изменения и стратегия человечества
  • Основы экономики природопользования
  • Экологический ущерб
  • Технико-экономическое обоснование внедрений
Основная литература
  • 1. Кодекс Республики Казахстан № 212-III от 9 января 2007 года «Экологический кодекс Республики Казахстан». 2. III-VI Национальное сообщение рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). - Астана, 2013 г. 3. «Национальный доклад о состоянии окружающей среды использовании природных ресурсов РК за 2011-2014 гг» Минестерство энергетики РК – Астана, 2015 г. 4. Данные Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК 5. Оценочный доклад об изменении климата на территории Казахстана – РГП «Казгидромет» Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК. - Астана, 2014 г. 6. Материалы для подготовки Ежегодного бюллетеня изменения и состояния климата Казахстана за 2015 год //РГП «Казгидромет» – Астана, 2016 г. 7. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 8. Стратегия «Казахстан-2050» Электронный ресурс: https://strategy2050.kz/ru/ 9. II-VI Национальное Сообщение Республики Казахстан Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Электронный ресурс: unfccc.int/resource/docs/natc/kaznc2r.pdf 10. План мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013 – 2020 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 июля 2013 года № 750 11. Закон Республики Казахстан от 28 апреля 2016 года № 506-V О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике».
Дополнительная литература