Эколого-аналитический контроль окружающей среды
内容描述: Дисциплина направлена на освоение современных методов лабораторного и инструментального анализа компонентов окружающей среды (воздуха, воды, почв) для выявления антропогенного загрязнения. Студенты должны освоить методики отбора проб, проведения химико-аналитических исследований и оценки соответствия полученных данных экологическим нормативам. В результате освоения дисциплины студенты смогут организовывать экологический мониторинг и производственный экологический контроль, интерпретировать результаты анализов и разрабатывать рекомендации по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Химический анализ
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 30 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | 15 |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 90 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Теоретическая и практическая подготовка студентов по методам анализа качества окружающей природной среды и производственной зоны.
Задача
- Формирование у студентов системы знаний, навыков и умений по контролю качества окружающей среды для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Результат обучения: знание и понимание
- Знания: Обучающийся должен знать: - контролируемые объекты и компоненты окружающей среды, методологию эко-аналитического контроля; - методы эко-аналитического контроля, их особенности; - нормирование качества окружающей среды; - методы пробоотбора и пробоподготовки, консервации и хранения проб, их химического анализа. Навыки: - уметь выполнять пробоотбор и пробоподготовку и консервацию проб; - выбирать оптимальный метод для оценки загрязненности природной среды; - применять полученные навыки в профессиональной деятельности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь провести эколого-аналитический контроль производственной и окружающей среды в отношении ее безопасности и безвредности, принимать решения для устранения и предупреждения неблагоприятных ситуаций и обеспечения организации мероприятий по безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды
Результат обучения: формирование суждений
- Выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической и методической документации по контролю качества окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности , защиты окружающей среды, предотвращения чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Развивать восприимчивость к обучению по совершенствованию знаний в области передовых научных методов контроля окружающей среды и пользоваться ими на уровне необходимом для оперативного решения экологических проблем.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
| Защита практических заданий | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат-но выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
| Рубежное тестирование | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) | Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49) |
| Итоговая оценка | Даны полные и развернутые ответы на все экзаменационные вопросы в билете, приведены необходимые формулы, схемы или примеры. | Даны ответы на все экзаменационные вопросы в билете, но допущены недочеты, ответы не достаточно полные. | Нет ответа на один из экзаменационных вопросов. На остальные вопросы дано более 50% ответа. | Ответы краткие, содержат менее 50% ответа на вопрос. Либо ответ не соответствуют экзаменационному вопросу. Нет ответов на два из трех вопросов билета. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Ведение лабораторного журнала
- Отбор проб и пробоподготовка
- Методы разделения и концентрирования
- Химические методы анализа
- Электрохимические методы анализа
- Полярографические методы
- Вольтамперометрия
- Анализ атмосферного воздуха. Пылемеры
- Анализ атмосферного воздуха. Газоанализаторы
- Анализ атмосферного воздуха. Мониторинг. Посты наблюдения
- Анализ водных объектов. Микро и макрокомпоненты
- Анализ водных объектов.Соленость воды
- Анализ водных объектов. Физические свойства и показатели
- Анализ почв
Основная литература
- 1. Алемасова А.С., Луговой К.С. Экологическая аналитическая химия. Уч.пособие –Донецк, 2015. 1. Аналитическая химия: Учебник / Под ред. Ищенко А.А.. - М.: Academia, 2017. - 512 c. 2. Аналитическая химия: Учебник / Под ред. Ищенко А.А.. - М.: Academia, 2017. - 512 c. 3. Аналитическая химия: Учебник / Под ред. Ищенко А.А.. - М.: Academia, 2015. - 192 c. 4. Аналитическая химия. Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. Т.2 / Под ред. Москвина Л.. - М.: Academia, 2018. - 608 c. 5. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Т.2: Учебник / Под ред. Ищенко А.А.. - М.: Academia, 2018. - 512 c. 6. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Т.1: Учебник / Под ред. Ищенко А.А.. - М.: Academia, 2018. - 512 c. 7. Александрова, Э.А. Аналитическая химия в 2 кн. Кн. 2. Физико-химические методы анализа: Учебник и практикум / Э.А. Александрова, Н.Г. Гайдукова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 355 c. 8. Александрова, Э.А. Аналитическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум. В 2 кн. Кн. 2. Физико-химические методы анализа / Э.А. Александрова. - М.: КолосС, 2011. - 350 c. 9. Александрова, Э.А. Аналитическая химия в 2 кн. Кн. 1. Химические методы анализа: Учебник и практикум / Э.А. Александрова, Н.Г. Гайдукова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 551 c. 10. Александрова, Э.А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа: Учебник и практикум / Э.А. Александрова, Н.Г. Гайдукова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 551 c. 11. Александрова, Э.А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 2. Физико-химические методы анализа: Учебник и практикум / Э.А. Александрова, Н.Г. Гайдукова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 355 c. 12. Александрова, Э.А. Аналитическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум. В 2-х т. Т. 2. Физико-химические методы анализа / Э.А. Александрова. - М.: КолосС, 2011. - 352 c. 13. Александрова, Э.А. Аналитическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум. В 2-х кн. Кн. 1. Химические методы анализа / Э.А. Александрова. - М.: КолосС, 2011. - 549 c. 14. Алов, Н.В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2-х т.Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Алов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 768 c. 15. Булатов, М.И. Аналитическая химия. Методы идентификации и определения веществ: Учебник / М.И. Булатов, А.А. Ганеев и др. - СПб.: Лань, 2019. - 584 c. 16. Валова, (Копылова) В.Д. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Практикум / (Копылова) В.Д. Валова. - М.: Дашков и К, 2013. - 200 c. 17. Вершинин, В.И. Аналитическая химия: Учебник / В.И. Вершинин, И.В. Власова, И.А. Никифорова. - СПб.: Лань, 2017. - 428 c. 18. Вершинин, В.И. Аналитическая химия: Учебник / В.И. Вершинин, И.В. Власова, И.А. Никифорова. - СПб.: Лань, 2019. - 428 c. 19. Ганеев, А.А. Аналитическая химия. Методы разделения веществ и гибридные методы анализа: Учебник / А.А. Ганеев, И.Г. Зенкевич и др. - СПб.: Лань, 2019. - 336 c. 20. Глубоков, Ю.М. Аналитическая химия: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова; Под ред. А.А. Ищенко. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c. 21. Григорьянц, И.К. Аналитическая химия / И.К. Григорьянц, Л.А. Арбузова. - М.: МГИУ, 2007. - 68 c. 22. Егоров, В.В. Неорганическая и аналитическая химия. Аналитическая химия: Учебник / В.В. Егоров, Н.И. Воробьева. - СПб.: Лань, 2014. - 144 c. 23. Жебентяев, А.И. Аналитическая химия. Практикум: Учебное пособие / А.И. Жебентяев, А.К. Жерносек, И.Е. Талуть. - М.: Инфра-М, 2018. - 272 c. 24. Жебентяев, А.И. Аналитическая химия. Хроматографические методы анализа: Учебное пособие / А.И. Жебентяев.. - М.: НИЦ Инфра-М, Нов. знание, 2013. - 206 c. 25. Жебентяев, А.И. Аналитическая химия. Хроматографические методы анализа: Учебное пособие / А.И. Жебентяев. - М.: Инфра-М, 2013. - 206 c. 26. Жебентяев, А.И. Аналитическая химия. Химические методы анализа: Учебное пособие / А.И. Жебентяев, А.К. Жерно
Дополнительная литература
- 1 Лайтинен Г.А. Химический анализ. М.: Химия., 2012 2 Логинов Н.Я. и др. Аналитическая химия. Учебное пособие. М.: Просвещение., 2010 3 Основы аналитической химии в 2х книгах. Под редакцией Ю.А. Золотова. М.: Высшая школа. 2000. 4 Алексеев В.Н. Качественный анализ. Учебное пособие для нехимических специальностей Вузов. М.: Госхимиздат., 1989 5 Посыпайло В.И., Васина Н.А. Аналитическая химия и технический анализ. М.: Высшая школа., 2015 6 Цитович И.К. Курс аналитической химии. М.: Высшая школа., 2018 7 Крешков А.П. Основы аналитической химии в 3х книгах. Химия., 1999 8 Шапиро С.А. и Шапиро Н.А. Аналитическая химия. М.: Высшая школа. , 1988 9 Алимарин И.П., Ушакова Н.Н. Справочное пособие по аналитической химии. М.: Издательство Московского Университета. , 2016 10 Шарло Г. Методы аналитической химии. Л.: Химия. , 1987 11 Турьян Я.И. Окислительно-восстановительные реакции и потенциалы в аналитической хими. М.: Химия. , 1990 12 Скуг Д., Уэст Д. Основы аналитической химии в 2-х книгах. М.: Мир., 1990