Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС природного и техногенного характера
Описание: Дисциплина изучает принципы и методы организации аварийно-спасательных и неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Особое внимание уделяется планированию, координации и оперативному реагированию для минимизации последствий ЧС. В результате освоения дисциплины студенты получают знания о технологиях спасения, безопасности и взаимодействии различных служб в условиях чрезвычайных ситуаций.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 30 |
| Практические работы | 30 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 90 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Цель дисциплины — подготовить специалистов, способных эффективно организовывать и проводить аварийно-спасательные и неотложные работы в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Она направлена на формирование знаний и навыков по оценке рисков, планированию действий и координации различных служб. В результате изучения дисциплины студенты смогут обеспечивать безопасность населения и минимизировать ущерб при возникновении ЧС.
Задача
- Формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной организации, планирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСНР) в зонах чрезвычайных ситуаций с целью минимизации последствий, спасения жизни и сохранения здоровья людей, а также обеспечения устойчивости функционирования объектов и систем жизнеобеспечения.
Результат обучения: знание и понимание
- Студент должен знать основные принципы организации аварийно-спасательных и неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Он понимает порядок взаимодействия различных служб и этапы проведения спасательных операций. Также студент осознаёт важность своевременного реагирования и соблюдения мер безопасности для минимизации последствий ЧС.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение применять знания при организации проведении и ликвидации последствий аварий и чрезвычайной ситуации с умением различать особенности ЧС техногенного и природного характера и применять передовые методы спасательных и других неотложных работ
Результат обучения: формирование суждений
- При принятии решений и формировании мероприятий руководствоваться действующими нормативами РК и межгосударственными соглашениями в области аварийно-спасательного дела
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность в необходимом объеме профессиональных компетенций; - участвовать в разработке и реализации методов и программ в области производственной среды, предотвращения аварийной или чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Реализация навыков обучения посредством использования знаний методов организации аварийно-спасательного дела, планированию работ, формирования спасательных звеньев, подбору соответствующих технических средств в зависимости от ЧС природного и техногенного характера
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - выполнение лабораторных работ.
Темы лекционных занятий
- Причины, природа возникновения и классификация землетрясений, взрывов, бурь, ураганов, смерчей и тайфунов
- Характеристика поражающих факторов и экстремальных условий
- Организация, способы, средства разведки и поиска пострадавших в очаге (зоне) поражения
- Организация,технология,приемы и способы ведения спасательных работ
- Организация управления спасательными работами в очаге (зоне) поражения
- Организация взаимодействия спасателей с представителями других министерств и ведомств в ходе ведения аврийно-спасательных работ
- Технические средства для проведения спасательных работ
- Первая медицинская помощь пострадавшим
- Меры и техника безопасности при проведении спасательных работ
- Особенности психологической подготовки спасателей для ведения спасательных работ в зоне (очаге) поражения и особенности работы спасателей по поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших
- Экипировка спасателей
Основная литература
- 1. Волобуева, Н.А. Опасности природного характера и защита от них [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. А. Волобуева, С. В. Петров. - Новосибирск; М.: Арта, 2016. - 256 с. 2.Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов высшего профессионального образования / В. Ю. Микрюков. - М.: КноРус, 2015. - 336 с. 3.Петров,С.В. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Петров, А. С. Петрова. - Новосибирск; М.: Арта, 2013. - 287 с. 4. Рубанович, В.Б. Основы здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. - Новосибирск; М.: Арта, 2013. - 256 с. 5. Айзман, Н.И. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Айзман, Р.И. Айзман, С.М. Зиньковская. - Новосибирск; М.: Арта, 2013. - 272 с. 6.Айзман, Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск; М.: Арта, 2017. - 208 с. 7.Грунин, О. А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для вузов / О.А. Грунин [и др.]; ред. Л.А. Михайлов. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Питер, 2018. - 464 с.
Дополнительная литература
- 1. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 2. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 3. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com