Теория информации и кодирования
内容描述: Дисциплина является одной из основных профилирующих дисциплин и включает изучение следующих вопросов: Понятие информации, энтропии. Сжатие информации. Дискретные каналы и их свойства. Скорость передачи информации в канале. Пропускная способность канала. Прямая теорема кодирования Шеннона для канала без памяти. Обращение теоремы кодирования Шеннона. Помехоустойчивого кодирования.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Информационно-коммуникационные технологии
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- В курсе изучаются основные модели дискретных источников информации и дискретных каналов, определяется понятие энтропии, рассматриваются основные теоремы для дискретных источников и каналов, изучаются вопросы сжатия информации, рассматриваются основные помехоустойчивые коды
Задача
- ознакомление студентов с основными процессами, происходящими при преобразовании сообщений в сигнал и их передаче по каналам и линиям связи
- освоение студентами общих вопросов построения систем сбора, передачи и обработки информации
Результат обучения: знание и понимание
- студент должен знать и понимать как измеряется информация, законы изменения количества информации при ее преобразовании, какие средства существуют для борьбы с помехами, как устроены алгоритмы сжатия информации
- основные фазы и принципы его применения при разработке вычислительной техники и программного обеспечения
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- студент должен уметь ориентироваться в вопросах эффективности выбранного способа кодирования
- применять основные модели и средства передачи информации для оптимизации современных компьютерных систем
Результат обучения: формирование суждений
- студент должен рассуждать о знаниях о свойствах энтропии, знать определения эргодического источника, канала, уметь доказывать основные теоремы кодирования для дискретных источников и каналов, знать строение основных помехоустойчивых кодов, знать оценки предельного сжатия информации
Результат обучения: коммуникативные способности
- развитие и совершенствование коммуникативных способностей студентов
- развитие навыков участия в конструктивном диалоге о роли и значимости систем искусственного интеллекта в современном мире, различных направлениях в системах искусственного интеллекта
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- формирование умений в области систем искусственного интеллекта для реализации задач кодирования информации
- выработка навыков применения методов кодирования информации
- способность содействовать, в рамках академических и профессиональных контекстов, технологическому, социальному или культурному развитию в интересах формирования общества, основанного на знаниях
*TeachingMethods(zh-CN)*
лекции и онлайн-лекции, лабораторные занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Индивидуальное домашнее задание №1 | 0-100 |
Индивидуальное домашнее задание №2 | ||
Индивидуальное домашнее задание №3 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Индивидуальное домашнее задание №4 | 0-100 |
Индивидуальное домашнее задание №5 | ||
Индивидуальное домашнее задание №6 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Понятие информации, энтропии
- Системы связи. Дискретные источники
- Взаимная информация и её свойства
- Задача кодирования дискретного источника кодами равной длины
- Понятие скорости кодирования
- Прямая и обратная теоремы кодирования Шеннона дискретного источника кодами равной длины
- Задача кодирования дискретного источника кодами неравной длины
- Разрешимость задачи определения однозначной дешифрируемости
- Алгоритмы построения оптимальных кодов (Фано, Шеннона, Хаффмена)
- Словарные методы сжатия информации
- Дискретные каналы и их свойства
- Скорость передачи информации в канале
- Прямая теорема кодирования Шеннона
- Теория помехоустойчивого кодирования
- Граница Хэмминга. Код Хэмминга. Циклические коды
Основная литература
- Белов, В.М. Теория информации. Курс лекций: Учебное пособие / В.М. Белов, С.Н. Новиков, О.И. Солонская. - М.: ГЛТ, 2019. - 143 c.
- Малюк, А.А Теория защиты информации / А.А Малюк. - М.: ГЛТ, 2018. - 184 c.
- Осокин, А.Н. Теория информации: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / А.Н. Осокин, А.Н. Мальчуков. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 205 c.
Дополнительная литература
- Ворожцов, А.В. Путь в современную информатику: Комбинаторика, анализ, теория графов, теория игр, моделированию, теория информации, логика и теория множеств / А.В. Ворожцов. - М.: Ленанд, 2020. - 144 c.
- Петров, В.М. Искусствознание и теория информации: Сборник научных статей / В.М. Петров, А.В. Харуто. - М.: Красанд, 2019. - 432 c.