Теоретические основы защиты информации

Мухамедова Раушан Оразгалиевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина направлена на формирование у обучаемых знаний в области теоретических основ информационной безопасности и навыков практического обеспечения защиты информации безопасного использования программных средств в вычислительных системах.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Алгоритмизация и технология программирования

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью изучения дисциплины является получение студентами базовых знаний по общим вопросам организации защиты информации на объекте, методам и средствам ее защиты в устройствах и каналах передачи
Задача
  • - получение знаний о принципах организации и построения системы защиты информации на объекте;
  • - изучение основных каналов утечки информации и причин их образования;
  • - изучение методов и средств скрытого съема информации;
  • - изучение методов и средств защиты, обнаружения и противодействия в различных каналах передачи информации;
  • - изучение методов и средств защиты информации в персональных компьютерах и сетях ЭВМ, включая криптографические и стеганографические методы.
Результат обучения: знание и понимание
  • основы информационной безопасности и защиты информации, принципы криптографических преобразований;
  • основы законодательства РК в области защиты информации;
  • типовые программно-аппаратные средства и системы защиты информации от несанкционированного доступа в компьютерную среду;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • типовые программно-аппаратные средства и системы защиты информации от несанкционированного доступа в компьютерную среду;
  • реализовывать мероприятия для обеспечения на предприятии (в организации) деятельности в области защиты информации
Результат обучения: формирование суждений
  • понятийным аппаратом в области защиты информации;
  • навыками применения средств индивидуальной защиты информации;
  • приемами борьбы с угрозами информационной безопасности.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • об основах правовых знаний в различных сферах деятельности
  • об основах правовых знаний в различных сферах деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • обучение средствам защиты информации и возможностях их использования в реальных задачах создания и внедрения информационных систем
*TeachingMethods(zh-CN)*

- лекции и онлайн-лекции, лабораторные занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторное задание №1 0-100
Лабораторное задание №2
Лабораторное задание №3
Лабораторное задание №4
Лабораторное задание №5
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторное задание №6 0-100
Лабораторное задание №7
Лабораторное задание №8
Лабораторное задание №9
Лабораторное задание №10
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Понятие национальной безопасности: виды безопасности: государственная, экономическая, общественная, военная, экологическая, информационная.
  • Методы и средства обеспечения ИБ. Модели, стратегии и системы обеспечения ИБ.
  • Правовое и организационное обеспечение информационной безопасности.
  • Анализ и оценка угроз информационной безопасности объекта.
  • Технические средства обеспечения информационной безопасности.
  • Предотвращение несанкционированного доступа к компьютерным ресурсам и защита программных средств.
  • Идентификация пользователей и установление их подлинности при доступе к компьютерным ресурсам. Парольное разграничение доступа и комбинированные методы.
  • Особенности программной реализации контроля установленных полномочий. Защита программных средств от несанкционированного копирования, исследования и модификации.
  • Защита от компьютерных вирусов. Классификация компьютерных вирусов. Общая организация защиты от компьютерных вирусов.
  • Криптографическое закрытие информации.
  • Введение в криптографию.
  • Стандарты шифрования.
  • Общая организация криптографической защиты информации.
  • Защита от потери информации и отказов программно-аппаратных средств
  • Современные средства защиты информации от НСД.
Основная литература
  • 1. Бабаш, А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: Учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. — М.: КноРус, 2016. — 136 c.
  • 2. Гафнер, В.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / В.В. Гафнер. — Рн/Д: Феникс, 2017. — 324 c.
  • 3. Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. — Ст. Оскол: ТНТ, 2017. — 384 c.
  • 4. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 239 c.
Дополнительная литература
  • 5. Запечников, С.В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х т. Т.1 — Угрозы, уязвимости, атаки и подходы к защите / С.В. Запечников, Н.Г Милославская. — М.: ГЛТ, 2017. — 536 c.
  • 6. Запечников, С.В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х т. Т.2 — Средства защиты в сетях / С.В. Запечников, Н.Г. Милославская, А.И. Толстой, Д.В. Ушаков. — М.: ГЛТ, 2018. — 558 c.
  • 7. Малюк, А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации / А.А. Малюк. — М.: ГЛТ, 2016. — 280 c.
  • 8. Семененко, В.А. Информационная безопасность: Учебное пособие / В.А. Семененко. — М.: МГИУ, 2017. — 277 c.