Линейная алгебра и аналитическая геометрия

Демеубаева Жанар Еркиновна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс относится к числу общеобразовательных математических дисциплин. Включает в себя -раздел геометрии, основными понятиями которого являются простейшие геометрические образы (точки, прямые, плоскости, кривые и поверхности второго порядка). Основными средствами исследования в аналитической геометрии служат метод координат и методы элементарной алгебры. Линейная алгебра -раздел математики, изучающий векторы, векторные пространства, линейные преобразования и системы линейных уравнений.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Математика. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Основными целями являются следующие: • системы линейных алгебраических уравнений; • формирование у студентов достаточно широкого взгляда на аналитическую геометрию; • изучение основного метода аналитической геометрии - метода координат, • а также векторного метода, метода геометрических преобразований; • изучение применений этих методов к исследованию плоских и пространственных объектов, определяемых уравнения первой и второй степеней; • раскрытие возможностей обобщения этих методов при построении многомерных геометрий; • развитие математической культуры и мышления студентов, навыков доказательств. Данная дисциплина создает базу для освоения как математических, так и ряда физических разделов.
Задача
  • Основные задачи курса: • сформировать у студентов понятия линейной алгебры, различных векторных и точечно-векторных пространств; • изучить прямые, плоскости, линии и поверхности второго порядка в двухмерных и трехмерных пространствах; • изучить аффинные преобразования плоскости и их частные случаи; • научиться применять аппарат линейной и векторной алгебры, метод координат, геометрические и проективные преобразования к решению геометрических задач.
Результат обучения: знание и понимание
  • Базовые знания в области естественных наук (социальных, гуманитарных, экономических дисциплин)
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение использовать специализированные пакеты прикладных программ для решения задач
  • Применение современных математических моделей и методов для решения различных задач в науке и технике.
  • Знание и умение применять математические модели, методы и информационные технологии в научно-исследовательской и другой деятельности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Постановка новых научных задач в области математики; применение современных математических методов при решении различных задач науки и техники
  • Постановка новых научных задач в области применения математики для решения профессиональных задач
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Проведение теоретических и прикладных научных исследований в области математики; международное сотрудничество в области математики и её приложений.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Понимание и знание фундаментальных основ современной математики и её логической структуры
*TeachingMethods(zh-CN)*

Проблемы информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций, электронного и дистанционного обучения.

интерактивные технологии обучения;

самостоятельная исследовательская работа студентов во время учебного процесса.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Теоретические вопросы 0-100
Индивидуальное домашнее задание №1
Индивидуальное домашнее задание №2
Рубежный контроль №1
2  *Rating(zh-CN)* Теоретические вопросы 0-100
Индивидуальное домашнее задание №3
Индивидуальное домашнее задание №4
Индивидуальное домашнее задание №5
Рубежный контроль №2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование (коллоквиум) по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) или письменная работа / экзамен Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Определители и их свойства. Минор и алгебраическое дополнение. Разложение определителей по строкам и столбцам. Методы вычисления определителей.
  • Матрицы и операции над ними. Свойства. Транспонирование.
  • Обратная матрица и её вычисление. Ранг матрицы.
  • Система линейных алгебраических уравнений. Критерий совместности СЛАУ (теорема Кронекера-Капелли). Связь между однородными и неоднородными системами линейных алгебраических уравнений. Метод Гаусса.
  • Матричный метод решения неоднородных СЛАУ. Правило Крамера.
  • Комплексные числа. Алгебраическая форма комплексного числа. Действия над комплексными числами.
  • Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа. Возведение в степень и извлечение корня
  • Квадратичная форма. Приведение квадратичной формы к каноническому виду.
  • Закон инерции квадратичных форм. Критерий положительной определённости квадратичной формы.
  • Предмет и метод аналитической геометрии, история её возникновения, связь с другими дисциплинами. Векторы и линейные операции над ними, их свойства. Линейная зависимость и независимость векторов.
  • Скалярное произведение векторов, его свойства. Направленность пространства. Векторное произведение векторов, его свойства. Смешанное произведение векторов, его свойства.
  • Различные уравнения прямой в аффинной и прямоугольной системах координат. Геометрическое значение трёхчлена Ах+Ву+С . Взаимное расположение двух прямых. Угол между двумя прямыми. Расстояние от точки до прямой.
  • Различные уравнения плоскости в аффинной и прямоугольной системах координат. Геометрический смысл символа многочлена Ах+Ву+Сz+D. Взаимное расположение двух и трёх плоскостей. Расстояние от точки до плоскости.
  • Уравнение прямой в пространстве. Угол между двумя прямыми. Соотношение между прямой и плоскостью. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между двумя прямыми.
  • Кривые второго порядка. Окружность, эллипс, гипербола, парабола, их канонические уравнения, фокальные радиусы, эксцентриситеты, параметрические уравнения. Асимптоты гиперболы. Исследование форм эллипса, гиперболы и параболы по их каноническим уравнениям. Директрисы и их свойства. Уравнения эллипса, гиперболы и параболы в системе полярных координат.
Основная литература
  • Курош А.Г. Курс высшей алгебры. - М.: Физматлит, 2017. — 431 с.
  • Окунев Л.Я. Высшая алгебра. - М.: Высш.шк., 2013.
  • Проскуряков И.В. Сборник задач по линейной алгебре. М.: Высш. шк., 2011.
  • Александров П.С. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. – СПб.: Лань, 2016.
  • Клетеник Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии. – СПб.: ПРОФЕССИЯ, 2018.
  • Рябушко А.П., Бархатов В. В и др. Индивидуальные задания по высшей математике. – Алматы: Образование и наука, 2015, Ч 1.
  • Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2015.
  • Бугров Я.С., Никольский С.М. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература
  • Куликов Л.Я. Алгебра и теория чисел. уч. пособие, М.: Высшая школа, 1979, 559 с
  • Рябушко А.П., Бархатов В. В и др. Индивидуальные задания по высшей математике.- Алматы: Образование и наука, 2012, Ч 1.
  • Мейрамбеков К.А. Интерактивный электронный учебник. Алматы: КазНУ, 2000.
  • Сидоренко В.Н. Высшая математика для технических университетов. Алгебра. Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2016. 118 с.
  • IPR SMART http://www.iprbookshop.ru
  • ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com.
  • EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com
  • Аналитическая геометрия в примерах и задачах: Учеб.пособие/ А.С.Бортаковский, А.В.Пантелеев. – М.: Высш.шк., 2012.
  • Антонов В.И. и др. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. М.: Проспект, 2016.
  • Кузнецов Л.А. Сборник задач по высшей математике (типовые расчеты). – СПб.: Лань, 2018.
  • Лунгу К.Н. и др. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. –М.: Айрис-пресс, 2014.
  • Сборник задач по аналитической геометрии и линейной алгебре. Под ред. Смирнова Ю.М. –М.: МЦНМО, 2016.