Дискретная математика
Beschreibung: Основные понятия теории множеств. Важнейшие виды бинарных отношений. Введение в логику высказываний. Введение в логику предикатов, кванторы. Булевы функции, их свойства. Важнейшие замкнутые классы булевых функций. Полные системы булевых функций. Минимизация булевых функций. Введение в теорию графов.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов для проектирования архитектуры, элементов математического, информационного и программного обеспечения аппаратно-программных комплексов и систем и других видов проектно-конструкторской и проектно-технологической деятельности.
Задача
- Приобретение студентами базовых знаний по теории графов, теории булевых функций, теории множеств, формальных исчислений.
- На практических занятиях необходимо развить навыки составления и анализа математических моделей несложных задач прикладного характера, связанных с будущей деятельностью инженера.
Результат обучения: знание и понимание
- Обладать базовыми знаниями в области дискретной математики, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления.
- Понимать фундаментальную основу современной математики и ее логическую структуру.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять современные математические методы при решении различных задач науки и техники. Уметь оценивать надёжность и безопасность вычислительных систем и сетей.
- Знать и уметь использовать математические модели, методы, информационные технологии в научных исследованиях и других видах деятельности
Результат обучения: формирование суждений
- Ставить новые научные задачи в области приложений математики к решению задач в профессиональной деятельности.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность работать индивидуально и в коллективе для проведения теоретических и прикладных научных исследований в области математики; международного сотрудничества в области математики и ее приложений
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Опираясь на понимание фундаментальных основ современной математики и ее логической структуры, студент должен быть способен к освоению специальных дисциплин и иметь навык самостоятельной работы
Lehrmethoden
Лекции и онлайн-лекции, практические занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа, в частности, использование платформы Open edX.
поисково-исследовательская (собственная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
ИДЗ | ||
ИДЗ | ||
Промежуточный контроль | ||
2 Bewertung | Устный опрос | 0-100 |
ИДЗ | ||
ИДЗ | ||
Промежуточный контроль | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование (коллоквиум) по контрольным вопросам | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно излагает суть явлений и процессов, делает обоснованные выводы и обобщения, приводит примеры, свободно владеет монологической речью, умеет быстро отвечать на уточняющие вопросы. | 1. Демонстрирует хорошие теоретические знания, знает терминологию, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает обоснованные выводы и обобщения. 2. Приводит примеры, демонстрирует беглость монологической речи, но допускает незначительные ошибки, которые может исправить самостоятельно или с незначительной поправкой преподавателя. | 1. Демонстрирует слабые теоретические знания, слабо развитые навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать обоснованные выводы, неспособность приводить примеры. 2. Не владеет в достаточной степени монологической речью, терминологией, логикой и последовательностью изложения, допускает ошибки, исправить которые может только преподаватель. | 1. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированность навыков анализа явлений и процессов, не умеет делать обоснованные выводы и приводить примеры. 2. Демонстрирует слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, отсутствует логичность и последовательность изложения, допускает ошибки, которые учитель не может исправить, отказывается отвечать на вопросы на уроке. |
Домашнее задание (индивидуальное домашнее задание) или письменная работа/экзамен | 1. Выполняет практическую работу в полном объеме, соблюдая необходимую последовательность действий. 2. Ответ правильный и точный, включает все примечания, таблицы, рисунки, чертежи, графики и расчеты. 3. Правильно выполняет анализ ошибок. 4. Отвечая на вопросы, правильно понимает смысл вопроса, точно определяет и объясняет ключевые понятия. 5. Дополните ответ новыми примерами и примените знания в новых ситуациях. 6. Уметь устанавливать связи между изучаемым материалом и ранее изученным материалом, а также материалом, полученным при изучении других предметов. | 1. Требования к оценке «5» выполнены, но отмечено 2–3 недостатка. 2. Ответ студента на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на вопрос 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. 3. Допущена одна ошибка или не более двух недочетов, которые студент может исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | 1. Выполнил работу не в полном объеме, но не менее 50% практической работы, что позволяет получить корректные результаты и выводы. 2. В ходе работы были допущены ошибки. 3. При ответе на вопросы студент правильно понимает смысл вопроса, но в ответе присутствуют отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не мешающие дальнейшему усвоению программного материала. 4. Допущено не более одной грубой ошибки и двух пропусков. | 1. Работа выполнена не в полном объеме или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильный вывод. 2. При ответах на вопросы указывается, что студент не овладел базовыми знаниями и навыками, требуемыми программой. 3. Допустил больше ошибок и пропусков, чем необходимо для получения средней оценки, или не смог ответить ни на один из заданных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Множества. Основные операции над ними и их свойства. Диаграммы Эйлера-Венна.
- Бинарные отношения, их основные свойства. Граф бинарного отношения.
- Важнейшие типы бинарных отношений: эквивалентности, частичные порядки, функции. Лемма о разбиении на классы эквивалентности.
- Логика высказываний и основные булевы функции. Основные схемы логически правильных рассуждений.
- Исчисление высказываний. Сложные высказывания как булевы функции. Теорема о полноте исчисления высказываний.
- Предикаты и кванторы. Некоторые правила действий с кванторами.
- Применения матлогики в математике и информатике. Основные булевы функции и их свойства.
- Нормальные формы и многочлен Жегалкина. Двойственность и монотонность.
- Полнота и замкнутость систем булевых функций.
- Проблема минимизации булевых функций. Геометрический подход.
- Методы нахождения сокращённых и тупиковых ДНФ.
- Методы нахождения минимальных ДНФ.
- Определения, начальные понятия теории графов. Примеры. Орграфы, мультиграфы. Подграфы.
- Метрические характеристики графов. Матричные способы задания графов.
- Некоторые оптимизационные алгоритмы на графах.
Основная литература
- С.В. Яблонский Введение в дискретную математику.– М., Наука, 2009.
- С.В. Судоплатов, Е.В. Овчинникова Дискретная математика, Новосибирск, 2007.
- И.В. Латкин Дискретная математика с элементами математической логики. Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2016
- Ф.А. Новиков Дискретная математика для программистов.–СПб: Питер, 2011.
- М.О. Асанов, В.А. Баранский, В.В. Расин Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы. – Москва, Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2011.
- В.А. Емеличев и др. Лекции по теории графов.– М.: Наука. 2012.
Дополнительная литература
- Л.Ю. Березина Графы и их применение. М.: Просвещение, 1979
- С.Г. Горбатов Основы дискретной математики. М.: Высшая школа, 1977г.
- Г.П. Гаврилов, А.А. Сапоженко Задачи и упражнения по курсу дискретной математики.– М.: Наука, 1992
- С.Г. Горбатов Фундаментальные основы дискретной математики.– М.: Наука, 2000
- И.В. Латкин Дискретная математика. – Методические указания и задания по выполнению контрольных работ заочной формы обучения. Усть-Каменогорск, ВКТУ, 2003
- И.В. Латкин Конспект лекций по дискретной математике. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2010.