Дискретная математика

Латкин Иван Васильевич

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Основные понятия теории множеств. Важнейшие виды бинарных отношений. Введение в логику высказываний. Введение в логику предикатов, кванторы. Булевы функции, их свойства. Важнейшие замкнутые классы булевых функций. Полные системы булевых функций. Минимизация булевых функций. Введение в теорию графов.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Линейная алгебра и аналитическая геометрия

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов для проектирования архитектуры, элементов математического, информационного и программного обеспечения аппаратно-программных комплексов и систем и других видов проектно-конструкторской и проектно-технологической деятельности.
Задача
  • Приобретение студентами базовых знаний по теории графов, теории булевых функций, теории множеств, формальных исчислений.
  • На практических занятиях необходимо развить навыки составления и анализа математических моделей несложных задач прикладного характера, связанных с будущей деятельностью инженера.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обладать базовыми знаниями в области дискретной математики, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления.
  • Понимать фундаментальную основу современной математики и ее логическую структуру.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять современные математические методы при решении различных задач науки и техники. Уметь оценивать надёжность и безопасность вычислительных систем и сетей.
  • Знать и уметь использовать математические модели, методы, информационные технологии в научных исследованиях и других видах деятельности
Результат обучения: формирование суждений
  • Ставить новые научные задачи в области приложений математики к решению задач в профессиональной деятельности.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность работать индивидуально и в коллективе для проведения теоретических и прикладных научных исследований в области математики; международного сотрудничества в области математики и ее приложений
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Опираясь на понимание фундаментальных основ современной математики и ее логической структуры, студент должен быть способен к освоению специальных дисциплин и иметь навык самостоятельной работы
Lehrmethoden

Лекции и онлайн-лекции, практические занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа, в частности, использование платформы Open edX.

поисково-исследовательская (собственная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Устный опрос 0-100
ИДЗ
ИДЗ
Промежуточный контроль
2  Bewertung Устный опрос 0-100
ИДЗ
ИДЗ
Промежуточный контроль
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование (коллоквиум) по контрольным вопросам Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно излагает суть явлений и процессов, делает обоснованные выводы и обобщения, приводит примеры, свободно владеет монологической речью, умеет быстро отвечать на уточняющие вопросы. 1. Демонстрирует хорошие теоретические знания, знает терминологию, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает обоснованные выводы и обобщения. 2. Приводит примеры, демонстрирует беглость монологической речи, но допускает незначительные ошибки, которые может исправить самостоятельно или с незначительной поправкой преподавателя. 1. Демонстрирует слабые теоретические знания, слабо развитые навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать обоснованные выводы, неспособность приводить примеры. 2. Не владеет в достаточной степени монологической речью, терминологией, логикой и последовательностью изложения, допускает ошибки, исправить которые может только преподаватель. 1. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированность навыков анализа явлений и процессов, не умеет делать обоснованные выводы и приводить примеры. 2. Демонстрирует слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, отсутствует логичность и последовательность изложения, допускает ошибки, которые учитель не может исправить, отказывается отвечать на вопросы на уроке.
Домашнее задание (индивидуальное домашнее задание) или письменная работа/экзамен 1. Выполняет практическую работу в полном объеме, соблюдая необходимую последовательность действий. 2. Ответ правильный и точный, включает все примечания, таблицы, рисунки, чертежи, графики и расчеты. 3. Правильно выполняет анализ ошибок. 4. Отвечая на вопросы, правильно понимает смысл вопроса, точно определяет и объясняет ключевые понятия. 5. Дополните ответ новыми примерами и примените знания в новых ситуациях. 6. Уметь устанавливать связи между изучаемым материалом и ранее изученным материалом, а также материалом, полученным при изучении других предметов. 1. Требования к оценке «5» выполнены, но отмечено 2–3 недостатка. 2. Ответ студента на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на вопрос 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. 3. Допущена одна ошибка или не более двух недочетов, которые студент может исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. 1. Выполнил работу не в полном объеме, но не менее 50% практической работы, что позволяет получить корректные результаты и выводы. 2. В ходе работы были допущены ошибки. 3. При ответе на вопросы студент правильно понимает смысл вопроса, но в ответе присутствуют отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не мешающие дальнейшему усвоению программного материала. 4. Допущено не более одной грубой ошибки и двух пропусков. 1. Работа выполнена не в полном объеме или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильный вывод. 2. При ответах на вопросы указывается, что студент не овладел базовыми знаниями и навыками, требуемыми программой. 3. Допустил больше ошибок и пропусков, чем необходимо для получения средней оценки, или не смог ответить ни на один из заданных вопросов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Множества. Основные операции над ними и их свойства. Диаграммы Эйлера-Венна.
  • Бинарные отношения, их основные свойства. Граф бинарного отношения.
  • Важнейшие типы бинарных отношений: эквивалентности, частичные порядки, функции. Лемма о разбиении на классы эквивалентности.
  • Логика высказываний и основные булевы функции. Основные схемы логически правильных рассуждений.
  • Исчисление высказываний. Сложные высказывания как булевы функции. Теорема о полноте исчисления высказываний.
  • Предикаты и кванторы. Некоторые правила действий с кванторами.
  • Применения матлогики в математике и информатике. Основные булевы функции и их свойства.
  • Нормальные формы и многочлен Жегалкина. Двойственность и монотонность.
  • Полнота и замкнутость систем булевых функций.
  • Проблема минимизации булевых функций. Геометрический подход.
  • Методы нахождения сокращённых и тупиковых ДНФ.
  • Методы нахождения минимальных ДНФ.
  • Определения, начальные понятия теории графов. Примеры. Орграфы, мультиграфы. Подграфы.
  • Метрические характеристики графов. Матричные способы задания графов.
  • Некоторые оптимизационные алгоритмы на графах.
Основная литература
  • С.В. Яблонский Введение в дискретную математику.– М., Наука, 2009.
  • С.В. Судоплатов, Е.В. Овчинникова Дискретная математика, Новосибирск, 2007.
  • И.В. Латкин Дискретная математика с элементами математической логики. Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2016
  • Ф.А. Новиков Дискретная математика для программистов.–СПб: Питер, 2011.
  • М.О. Асанов, В.А. Баранский, В.В. Расин Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы. – Москва, Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2011.
  • В.А. Емеличев и др. Лекции по теории графов.– М.: Наука. 2012.
Дополнительная литература
  • Л.Ю. Березина Графы и их применение. М.: Просвещение, 1979
  • С.Г. Горбатов Основы дискретной математики. М.: Высшая школа, 1977г.
  • Г.П. Гаврилов, А.А. Сапоженко Задачи и упражнения по курсу дискретной математики.– М.: Наука, 1992
  • С.Г. Горбатов Фундаментальные основы дискретной математики.– М.: Наука, 2000
  • И.В. Латкин Дискретная математика. – Методические указания и задания по выполнению контрольных работ заочной формы обучения. Усть-Каменогорск, ВКТУ, 2003
  • И.В. Латкин Конспект лекций по дискретной математике. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2010.