Уравнения математической физики

Мукашева Роза Урумкановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Основные объекты изучаемой дисциплины находят широкое применение в прикладных науках: термодинамика, теория тепло- и массопереноса при математическом описании и моделировании различных физических процессов. В содержании дисциплины акцент делается на математические методы, позволяющие изучить различные явления реального мира путем составления их математических моделей.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Обыкновенные дифференциальные уравнения

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение математических моделей простейших физических процессов и основных методов решения уравнений математической физики.
Задача
  • - освоение основных методов решения уравнений математической физики
  • -привитие навыков решения уравнений гиперболического, параболического и эллиптического типов
  • - привитие умения анализа и практической интерпретации полученных математических результатов исследования реальной задачи;
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать: существующие математические понятия, методы и модели, применяемые при анализе уравнений в частных производных; аналитические методы решения уравнений математической физики
  • Знать аналитические методы решения уравнений математической физики
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение решать задачи механического, прикладного и физического характера с использованием математического аппарата изучаемого курса;
  • развитие логического и алгоритмического мышления, навыков самостоятельного продумывания, математической культуры и математической интуиции, необходимых в дальнейшей работе при исследовании и решении задач механики, физики, естествознания и техники.
Результат обучения: формирование суждений
  • Анализировать поведение решений уравнений в частных производных, опираясь на результаты, полученные путём исследования
  • Для дифференциальных уравнений осуществлять подбор классических задач физики и аналитических методов их решения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Умение работать в команде в процессе решения практических задач механики, физики, естествознания и техники, высказывать и корректно отстаивать свою точку зрения в спорных вопросах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Стремиться к профессиональному и личностному росту путем овладения приемами и навыками решения конкретных задач из разных областей дисциплины, помогающих в дальнейшем решать инженерно-производственные и научные задачи
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивные технологии (с активными формами обучения: контролируемая беседа; модерация; мозговой штурм; мотивационная речь);

самостоятельная исследовательская работа студентов во время учебного процесса;

решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* ИДЗ- 1 "Классификация и приведение к каноническому виду уравнений в частных производных второго порядка" 0-100
ИДЗ- 2"Задача Коши для уравнения колебаний струны. Общее решение. Решение задачи Коши. Формула Даламбера"
Текущий тест1
Текущий тест 2
Контрольная работа
2  *Rating(zh-CN)* Текущий тест1 0-100
ИДЗ -3" Метод Фурье "
Текущий тест2
Контрольная работа
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Постановка задачи математической физики. Основные уравнения и задачи математической физики
  • Дифференциальные уравнения в частных производных первого порядка
  • Классификация и приведение к каноническому виду уравнений в частных производных второго порядка
  • Общее решение уравнения гиперболического типа.
  • Общее решение уравнений параболического и эллиптического типов.
  • Задача Коши для уравнения колебаний струны. Формула Даламбера. Пример
  • Задача Коши для уравнения теплопроводности на прямой.
  • Смешанная задача для уравнения колебаний струны. Постановка задачи. Метод Фурье для уравнения колебаний струны.
  • Первая краевая задача для уравнения теплопроводности. Постановка задачи. Решение первой краевой задачи методом Фурье
  • Интегральное представление дважды дифференцируемых функций.Формула Грина. Фундаментальное решение уравнения Лапласа.
  • Постановка основных краевых задач для уравнения Лапласа. Теоремы единственности и устойчивости решений. Задача Дирихле для внешности круга и полуплоскости.
  • Решение уравнения Лапласа в круге методом Фурье
Основная литература
  • А.Н.Тихонов, А.А.Самарский «Уравнения математической физики». Москва 2006 г.
  • С.Л.Соболев, «Уравнения математической физики». Москва 2010 г.
  • Болсун, А. И. Методы математической физики Минск : Вышэйш. шк., 2008
  • Мукашева Р.У. Уравнения математической физики. Конспект лекций. ВКГТУ, 2011
  • Чудесенко В.Ф. Сборник заданий по специальным курсам высшей математики. М., «Высшая школа»,2009.
  • Будак Б.М. Сборник задач по математической физике./ Б.М. Будак, А.А. Самарский, А. Н. Тихонов, Гостехиздат; 2006
Дополнительная литература
  • Смирнов М.М. Дифференциальные уравнения в частых производных второго порядка, Наука, 1964.
  • Арсенин, В. Я. Методы математической физики и специальные функции. М.: "Наука", 1974.
  • Болсун, А. И. Методы математической физики Минск : Вышэйш. шк., 1988