Уравнения математической физики
Описание: Основные объекты изучаемой дисциплины находят широкое применение в прикладных науках: термодинамика, теория тепло- и массопереноса при математическом описании и моделировании различных физических процессов. В содержании дисциплины акцент делается на математические методы, позволяющие изучить различные явления реального мира путем составления их математических моделей.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Обыкновенные дифференциальные уравнения
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Изучение математических моделей простейших физических процессов и основных методов решения уравнений математической физики.
Задача
- - освоение основных методов решения уравнений математической физики
- -привитие навыков решения уравнений гиперболического, параболического и эллиптического типов
- - привитие умения анализа и практической интерпретации полученных математических результатов исследования реальной задачи;
Результат обучения: знание и понимание
- Знать: существующие математические понятия, методы и модели, применяемые при анализе уравнений в частных производных; аналитические методы решения уравнений математической физики
- Знать аналитические методы решения уравнений математической физики
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение решать задачи механического, прикладного и физического характера с использованием математического аппарата изучаемого курса;
- развитие логического и алгоритмического мышления, навыков самостоятельного продумывания, математической культуры и математической интуиции, необходимых в дальнейшей работе при исследовании и решении задач механики, физики, естествознания и техники.
Результат обучения: формирование суждений
- Анализировать поведение решений уравнений в частных производных, опираясь на результаты, полученные путём исследования
- Для дифференциальных уравнений осуществлять подбор классических задач физики и аналитических методов их решения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Умение работать в команде в процессе решения практических задач механики, физики, естествознания и техники, высказывать и корректно отстаивать свою точку зрения в спорных вопросах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Стремиться к профессиональному и личностному росту путем овладения приемами и навыками решения конкретных задач из разных областей дисциплины, помогающих в дальнейшем решать инженерно-производственные и научные задачи
Методы преподавания
интерактивные технологии (с активными формами обучения: контролируемая беседа; модерация; мозговой штурм; мотивационная речь);
самостоятельная исследовательская работа студентов во время учебного процесса;
решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | ИДЗ- 1 "Классификация и приведение к каноническому виду уравнений в частных производных второго порядка" | 0-100 |
ИДЗ- 2"Задача Коши для уравнения колебаний струны. Общее решение. Решение задачи Коши. Формула Даламбера" | ||
Текущий тест1 | ||
Текущий тест 2 | ||
Контрольная работа | ||
2 рейтинг | Текущий тест1 | 0-100 |
ИДЗ -3" Метод Фурье " | ||
Текущий тест2 | ||
Контрольная работа | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми приме-рами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Постановка задачи математической физики
- Дифференциальные уравнения в частных производных первого порядка
- Классификация и приведение к каноническому виду уравнений в частных производных второго порядка
- Общее решение уравнения гиперболического типа
- Общее решение уравнений параболического и эллиптического типов
- Задача Коши для уравнения колебаний струны
- Задача Коши для уравнения теплопроводности на прямой
- Смешанная задача для уравнения колебаний струны
- Первая краевая задача для уравнения теплопроводности
- Интегральное представление дважды дифференцируемых функций
- Постановка основных краевых задач для уравнения Лапласа
- Решение уравнения Лапласа в круге методом Фурье
Основная литература
- А.Н.Тихонов, А.А.Самарский «Уравнения математической физики». Москва 2006 г.
- С.Л.Соболев, «Уравнения математической физики». Москва 2010 г.
- Болсун, А. И. Методы математической физики Минск : Вышэйш. шк., 2008
- Мукашева Р.У. Уравнения математической физики. Конспект лекций. ВКГТУ, 2011
- Чудесенко В.Ф. Сборник заданий по специальным курсам высшей математики. М., «Высшая школа»,2009.
- Будак Б.М. Сборник задач по математической физике./ Б.М. Будак, А.А. Самарский, А. Н. Тихонов, Гостехиздат; 2006
Дополнительная литература
- Смирнов М.М. Дифференциальные уравнения в частых производных второго порядка, Наука, 1964.
- Арсенин, В. Я. Методы математической физики и специальные функции. М.: "Наука", 1974.
- Болсун, А. И. Методы математической физики Минск : Вышэйш. шк., 1988