Основы электронной и измерительной техники

Кунапьянова Маржан Советхановна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина «Основы электронной и измерительной техники» направлена на изучение базовых принципов работы электронных компонентов, схем и измерительных систем, используемых в робототехнике. Курс охватывает основы аналоговой и цифровой электроники, электрических цепей, датчиков и измерительных приборов, а также методы их анализа и проектирования. Студенты изучают принципы работы резисторов, конденсаторов, транзисторов, микросхем и сенсоров, осваивают основы схемотехнических расчетов, измерений и обработки сигналов. Практическая часть включает лабораторные работы по сборке и тестированию электронных схем, работе с датчиками и измерительными приборами, а также моделированию процессов управления робототехническими системами.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование
  • Введение в инженерное образование

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов базовых знаний о принципах работы, устройстве и применении электронных компонентов и средств измерительной техники.
  • Освоение методов измерения электрических и неэлектрических величин с использованием современных приборов.
  • Развитие навыков анализа, проектирования и эксплуатации простых электронных и измерительных устройств.
  • Подготовка к использованию полученных знаний в области автоматизации, информационно-измерительных систем и инженерных приложений.
Задача
  • Изучить основные электронные компоненты и их характеристики (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы и т.д.).
  • Освоить принципы построения и работы электронных схем и устройств.
  • Ознакомиться с методами измерения электрических и неэлектрических величин.
  • Научиться работать с современными средствами измерительной техники.
  • Сформировать практические навыки анализа и расчёта простых электронных схем.
  • Развить умение применять знания при решении инженерных и производственных задач.
  • Подготовить студентов к изучению более сложных дисциплин в области электроники, автоматики и информационно-измерительных технологий.
Результат обучения: знание и понимание
  • Формирование у студентов системного понимания структуры и принципов работы основных узлов и элементов биотехнических систем.
  • Изучение взаимодействия технических устройств с биологическими объектами.
  • Освоение методов анализа, моделирования и проектирования биотехнических систем.
  • Развитие практических навыков применения элементов биотехники в медицине, биоинженерии и смежных областях.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять теоретические знания для анализа и проектирования аналоговых и цифровых схем;
  • использовать измерительные приборы и сенсорные системы для сбора и обработки данных;
  • выполнять лабораторные работы и практические задания по сборке, тестированию и моделированию электронных схем;
  • решать инженерные задачи с учетом рационального использования энергии и ресурсов;
  • внедрять инновационные подходы и учитывать требования безопасности и экологии при проектировании электронных систем;
  • интегрировать междисциплинарные знания при работе с робототехническими устройствами.
Результат обучения: формирование суждений
  • оценивать эффективность и корректность проектирования электронных схем;
  • анализировать результаты измерений и моделирования, выявлять ошибки и неточности;
  • принимать обоснованные инженерные решения при выборе компонентов и схем;
  • критически оценивать возможности применения различных сенсоров и измерительных систем;
  • прогнозировать влияние изменений параметров на работу робототехнических систем;
  • учитывать инновационные, экологические и безопасностные аспекты при разработке электронных устройств.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • эффективно обмениваться технической информацией и результатами экспериментов с преподавателями и коллегами;
  • оформлять отчёты о лабораторных и практических работах в письменной и графической форме;
  • представлять и защищать проекты электронных схем и робототехнических систем на семинарах и конференциях;
  • участвовать в командной работе, совместно разрабатывать и обсуждать инженерные решения;
  • использовать специализированную терминологию в общении с профессиональным сообществом.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • самостоятельно осваивать новые теоретические и практические знания в области электроники и измерительной техники;
  • использовать современные учебные ресурсы, базы данных и онлайн-платформы для углубления знаний;
  • развивать критическое мышление при анализе информации и данных экспериментов;
  • планировать и организовывать собственную учебную деятельность, включая лабораторные и проектные работы;
  • применять междисциплинарные подходы при изучении и решении инженерных задач.
Методы преподавания

использование специализированного программного обеспечения: MATLAB, Python, SPICE, симуляторы электронных схем;

работа с электронными научными и учебными базами данных (IEEE Xplore, ScienceDirect, Springer, Google Scholar);

онлайн-платформы для обучения и контроля знаний (Moodle, Google Classroom);

выполнение мини-проектов по анализу и проектированию электронных схем и измерительных систем;

лабораторные работы с реальными датчиками, измерительными приборами и робототехническими компонентами;

исследовательские задания с обработкой и анализом экспериментальных данных;

Blended Learning – сочетание очных занятий и онлайн-ресурсов;

Flipped Classroom – самостоятельное изучение теории и практическое обсуждение на занятиях;

онлайн-курсы по электронике, измерительной технике, робототехнике и автоматизации.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Лабораторная работа 4
Тест РК 1
2  рейтинг Лабораторная работа 5 0-100
Лабораторная работа 6
Лабораторная работа 7
Лабораторная работа 8
Тест РК 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Аудиторная активность (участие в обсуждениях, ответы, мини-тесты). Практические\/лабораторные работы. Промежуточные тесты . Рубежный контроль. Итоговый экзамен или зачет. Оценка «Отлично» выставляется студенту, который демонстрирует глубокие знания учебного материала, умение применять их на практике, самостоятельность в мышлении и высокую степень аналитических навыков. Студент полностью и без ошибок выполняет все задания, проявляет инициативу, аргументированно отстаивает свою точку зрения, демонстрирует творческий подход и способность к самостоятельному исследованию. Оценка «Хорошо» выставляется студенту, который демонстрирует прочные знания учебного материала и умеет применять их в стандартных ситуациях. Допускаются незначительные ошибки, которые не искажают общего понимания темы. Студент проявляет способность к анализу, аргументирует свои ответы, выполняет большинство заданий самостоятельно, но иногда нуждается в уточнениях или дополнительной помощи Оценка «Удовлетворительно» выставляется студенту, который усвоил основные положения учебного материала, но имеет фрагментарные знания и затрудняется применять их на практике. Допускаются ошибки и недочёты, влияющие на полноту и глубину ответа. Студент выполняет задания частично, нуждается в постоянных уточнениях и поддержке преподавателя. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил учебный материал и не демонстрирует необходимых знаний и навыков. Ответы отсутствуют или носят поверхностный, фрагментарный характер. Задания не выполняются или выполнены с грубыми ошибками, не позволяющими достичь минимальных требований к результатам обучения.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в электронную и измерительную технику
  • Электрические величины и законы электрических цепей
  • Пассивные элементы электрических цепей
  • Активные элементы электрических цепей
  • Основы аналоговой электроники
  • Основы цифровой электроники
  • Электронные измерительные приборы
  • Методы измерения электрических величин
  • Сенсоры и датчики физических величин
  • Преобразователи сигналов: аналоговые и цифровые
  • Системы сбора и регистрации данных
  • Автоматизация измерительных процессов
  • Обработка и визуализация измерительных данных
  • Качество измерений и метрология
  • Современные тенденции в электронной и измерительной технике
Основная литература
  • Кудрявцев В. Н., Сизов Ю. А. Электронные измерительные приборы и устройства. – СПб.: Питер, 2010.
  • Панов М. И. Электроника и основы микроэлектроники. – М.: Академия, 2012.
  • Гусев В. Г. Электронные устройства и измерительная техника. – М.: Юрайт, 2018.
  • Бентли Дж. П. Принципы измерительных систем. – 4-е изд. – Pearson, 2005.
Дополнительная литература
  • Асади Ф., Эгучи К. Электронные измерения: практический подход. – Springer, 2022.
  • Кумар В. Дж. Принципы электрических измерений и измерительных приборов. – Springer, 2023.
  • Седра А. С., Смит К. К. Микроэлектронные схемы. – 7-е изд. – Oxford University Press, 2015.