Основы электронной и измерительной техники
Описание: Дисциплина «Основы электронной и измерительной техники» направлена на изучение базовых принципов работы электронных компонентов, схем и измерительных систем, используемых в робототехнике. Курс охватывает основы аналоговой и цифровой электроники, электрических цепей, датчиков и измерительных приборов, а также методы их анализа и проектирования. Студенты изучают принципы работы резисторов, конденсаторов, транзисторов, микросхем и сенсоров, осваивают основы схемотехнических расчетов, измерений и обработки сигналов. Практическая часть включает лабораторные работы по сборке и тестированию электронных схем, работе с датчиками и измерительными приборами, а также моделированию процессов управления робототехническими системами.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
- Введение в инженерное образование
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 30 |
| Практические работы | |
| Лабораторные работы | 30 |
| СРОП | 30 |
| СРО | 90 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у студентов базовых знаний о принципах работы, устройстве и применении электронных компонентов и средств измерительной техники.
- Освоение методов измерения электрических и неэлектрических величин с использованием современных приборов.
- Развитие навыков анализа, проектирования и эксплуатации простых электронных и измерительных устройств.
- Подготовка к использованию полученных знаний в области автоматизации, информационно-измерительных систем и инженерных приложений.
Задача
- Изучить основные электронные компоненты и их характеристики (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы и т.д.).
- Освоить принципы построения и работы электронных схем и устройств.
- Ознакомиться с методами измерения электрических и неэлектрических величин.
- Научиться работать с современными средствами измерительной техники.
- Сформировать практические навыки анализа и расчёта простых электронных схем.
- Развить умение применять знания при решении инженерных и производственных задач.
- Подготовить студентов к изучению более сложных дисциплин в области электроники, автоматики и информационно-измерительных технологий.
Результат обучения: знание и понимание
- Формирование у студентов системного понимания структуры и принципов работы основных узлов и элементов биотехнических систем.
- Изучение взаимодействия технических устройств с биологическими объектами.
- Освоение методов анализа, моделирования и проектирования биотехнических систем.
- Развитие практических навыков применения элементов биотехники в медицине, биоинженерии и смежных областях.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять теоретические знания для анализа и проектирования аналоговых и цифровых схем;
- использовать измерительные приборы и сенсорные системы для сбора и обработки данных;
- выполнять лабораторные работы и практические задания по сборке, тестированию и моделированию электронных схем;
- решать инженерные задачи с учетом рационального использования энергии и ресурсов;
- внедрять инновационные подходы и учитывать требования безопасности и экологии при проектировании электронных систем;
- интегрировать междисциплинарные знания при работе с робототехническими устройствами.
Результат обучения: формирование суждений
- оценивать эффективность и корректность проектирования электронных схем;
- анализировать результаты измерений и моделирования, выявлять ошибки и неточности;
- принимать обоснованные инженерные решения при выборе компонентов и схем;
- критически оценивать возможности применения различных сенсоров и измерительных систем;
- прогнозировать влияние изменений параметров на работу робототехнических систем;
- учитывать инновационные, экологические и безопасностные аспекты при разработке электронных устройств.
Результат обучения: коммуникативные способности
- эффективно обмениваться технической информацией и результатами экспериментов с преподавателями и коллегами;
- оформлять отчёты о лабораторных и практических работах в письменной и графической форме;
- представлять и защищать проекты электронных схем и робототехнических систем на семинарах и конференциях;
- участвовать в командной работе, совместно разрабатывать и обсуждать инженерные решения;
- использовать специализированную терминологию в общении с профессиональным сообществом.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- самостоятельно осваивать новые теоретические и практические знания в области электроники и измерительной техники;
- использовать современные учебные ресурсы, базы данных и онлайн-платформы для углубления знаний;
- развивать критическое мышление при анализе информации и данных экспериментов;
- планировать и организовывать собственную учебную деятельность, включая лабораторные и проектные работы;
- применять междисциплинарные подходы при изучении и решении инженерных задач.
Методы преподавания
использование специализированного программного обеспечения: MATLAB, Python, SPICE, симуляторы электронных схем;
работа с электронными научными и учебными базами данных (IEEE Xplore, ScienceDirect, Springer, Google Scholar);
онлайн-платформы для обучения и контроля знаний (Moodle, Google Classroom);
выполнение мини-проектов по анализу и проектированию электронных схем и измерительных систем;
лабораторные работы с реальными датчиками, измерительными приборами и робототехническими компонентами;
исследовательские задания с обработкой и анализом экспериментальных данных;
Blended Learning – сочетание очных занятий и онлайн-ресурсов;
Flipped Classroom – самостоятельное изучение теории и практическое обсуждение на занятиях;
онлайн-курсы по электронике, измерительной технике, робототехнике и автоматизации.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
| Лабораторная работа 2 | ||
| Лабораторная работа 3 | ||
| Лабораторная работа 4 | ||
| Тест РК 1 | ||
| 2 рейтинг | Лабораторная работа 5 | 0-100 |
| Лабораторная работа 6 | ||
| Лабораторная работа 7 | ||
| Лабораторная работа 8 | ||
| Тест РК 2 | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Аудиторная активность (участие в обсуждениях, ответы, мини-тесты). Практические\/лабораторные работы. Промежуточные тесты . Рубежный контроль. Итоговый экзамен или зачет. | Оценка «Отлично» выставляется студенту, который демонстрирует глубокие знания учебного материала, умение применять их на практике, самостоятельность в мышлении и высокую степень аналитических навыков. Студент полностью и без ошибок выполняет все задания, проявляет инициативу, аргументированно отстаивает свою точку зрения, демонстрирует творческий подход и способность к самостоятельному исследованию. | Оценка «Хорошо» выставляется студенту, который демонстрирует прочные знания учебного материала и умеет применять их в стандартных ситуациях. Допускаются незначительные ошибки, которые не искажают общего понимания темы. Студент проявляет способность к анализу, аргументирует свои ответы, выполняет большинство заданий самостоятельно, но иногда нуждается в уточнениях или дополнительной помощи | Оценка «Удовлетворительно» выставляется студенту, который усвоил основные положения учебного материала, но имеет фрагментарные знания и затрудняется применять их на практике. Допускаются ошибки и недочёты, влияющие на полноту и глубину ответа. Студент выполняет задания частично, нуждается в постоянных уточнениях и поддержке преподавателя. | Оценка «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил учебный материал и не демонстрирует необходимых знаний и навыков. Ответы отсутствуют или носят поверхностный, фрагментарный характер. Задания не выполняются или выполнены с грубыми ошибками, не позволяющими достичь минимальных требований к результатам обучения. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в электронную и измерительную технику
- Электрические величины и законы электрических цепей
- Пассивные элементы электрических цепей
- Активные элементы электрических цепей
- Основы аналоговой электроники
- Основы цифровой электроники
- Электронные измерительные приборы
- Методы измерения электрических величин
- Сенсоры и датчики физических величин
- Преобразователи сигналов: аналоговые и цифровые
- Системы сбора и регистрации данных
- Автоматизация измерительных процессов
- Обработка и визуализация измерительных данных
- Качество измерений и метрология
- Современные тенденции в электронной и измерительной технике
Основная литература
- Кудрявцев В. Н., Сизов Ю. А. Электронные измерительные приборы и устройства. – СПб.: Питер, 2010.
- Панов М. И. Электроника и основы микроэлектроники. – М.: Академия, 2012.
- Гусев В. Г. Электронные устройства и измерительная техника. – М.: Юрайт, 2018.
- Бентли Дж. П. Принципы измерительных систем. – 4-е изд. – Pearson, 2005.
Дополнительная литература
- Асади Ф., Эгучи К. Электронные измерения: практический подход. – Springer, 2022.
- Кумар В. Дж. Принципы электрических измерений и измерительных приборов. – Springer, 2023.
- Седра А. С., Смит К. К. Микроэлектронные схемы. – 7-е изд. – Oxford University Press, 2015.