Технологии беспроводной связи

Ерсаинова Жансая Ерлановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина направлена на изучение принципов построения, функционирования и развития современных беспроводных систем связи. В рамках курса рассматриваются архитектура и особенности сетей сотовой связи (2G–5G), технологии фиксированного беспроводного доступа (FWA), сети с низким энергопотреблением (LPWAN), включая LoRaWAN, а также технологии Интернета вещей (IoT). Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия устройств, безопасности, радиопланирования и применения беспроводных решений в различных отраслях. Изучение дисциплины формирует у студентов практические навыки проектирования, настройки и анализа современных беспроводных сетей.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Технологии цифровой связи
  • Теория электрической связи

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области современных беспроводных технологий, включая FWA, LoRaWAN и IoT, а также развитие умений проектировать, настраивать и анализировать системы беспроводной связи различного назначения.
Задача
  • Изучение принципов построения и функционирования современных беспроводных систем связи.
  • Ознакомление с архитектурой и особенностями технологий FWA, LoRaWAN и IoT.
  • Освоение методов проектирования, моделирования и анализа беспроводных сетей.
  • Формирование навыков работы с оборудованием и программными средствами беспроводной связи.
  • Развитие понимания вопросов безопасности, устойчивости и эффективности беспроводных систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать основные принципы построения и функционирования систем беспроводной связи.
  • Понимать архитектуру и особенности технологий FWA, LoRaWAN, NB-IoT и других современных решений.
  • Знать структуру и принципы работы сетей 4G, 5G и перспективных стандартов 6G.
  • Понимать особенности взаимодействия устройств в среде Интернета вещей (IoT).
  • Знать методы обеспечения безопасности и надежности беспроводных систем.
  • Понимать роль беспроводных технологий в цифровизации, «умных» городах и промышленной автоматизации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять теоретические знания для решения практических задач в области беспроводных технологий.
  • Проектировать и моделировать простейшие беспроводные сети с использованием FWA, LoRaWAN и IoT.
  • Анализировать параметры и характеристики беспроводных систем.
  • Настраивать оборудование и программные средства для организации передачи данных по беспроводным каналам.
  • Использовать современные инструменты и платформы для работы с IoT-устройствами и беспроводными сетями.
  • Применять методы обеспечения безопасности и устойчивости при эксплуатации беспроводных систем.
Результат обучения: формирование суждений
  • Оценивать эффективность и целесообразность применения различных беспроводных технологий (FWA, LoRaWAN, IoT) в конкретных условиях.
  • Критически анализировать современные тенденции развития беспроводных систем и технологий связи.
  • Делать обоснованные выводы при выборе архитектуры и параметров беспроводных сетей.
  • Оценивать риски, связанные с безопасностью и надежностью беспроводных систем.
  • Формировать профессиональное мнение по вопросам внедрения и эксплуатации беспроводных решений в различных отраслях.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Эффективно взаимодействовать в команде при выполнении проектов в области беспроводных технологий.
  • Грамотно представлять результаты исследований и практических работ в устной и письменной форме.
  • Использовать профессиональную терминологию в области телекоммуникаций при общении и обсуждении технических вопросов.
  • Проводить презентации, обсуждения и аргументировать собственную точку зрения по инженерным решениям.
  • Вести коммуникацию с коллегами и специалистами смежных областей при разработке и внедрении беспроводных систем.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Самостоятельно обновлять и углублять знания в области современных беспроводных технологий.
  • Анализировать новые тенденции и научные публикации по тематике FWA, LoRaWAN, IoT и 5G/6G.
  • Применять полученные знания для дальнейшего профессионального и научного развития.
  • Использовать цифровые образовательные ресурсы и онлайн-платформы для самостоятельного обучения.
  • Критически оценивать собственные знания и навыки, выявлять потребности в дальнейшем обучении.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Интерактивные лекции — с применением мультимедийных презентаций, видеоматериалов и виртуальных демонстраций принципов работы беспроводных систем.

Практико-ориентированное обучение (PBL – Problem-Based Learning) — выполнение заданий и мини-проектов, направленных на решение реальных инженерных задач в области FWA, LoRaWAN, IoT.

Проектная работа и кейс-методы — разработка и защита индивидуальных или групповых проектов по созданию беспроводных сетей.

Цифровые симуляторы и виртуальные лаборатории — использование программных средств (например, Cisco Packet Tracer, MATLAB, LoRaWAN Network Simulator) для моделирования беспроводных систем.

Интерактивные тесты и онлайн-платформы — проведение опросов, тестов и заданий через LMS (Moodle, Canvas, Google Classroom).

Обучение в сотрудничестве (Collaborative Learning) — групповая работа, совместное обсуждение проектов и обмен опытом.

Элементы гибридного и дистанционного обучения — сочетание аудиторных и онлайн-занятий, использование видеолекций, форумов и чатов для коммуникации.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Практическая работа 1 0-100
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Практическая работа 5
РК 1
2  *Rating(zh-CN)* Практическая работа 1 0-100
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Практическая работа 5
РК 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Аудиторная активность (участие в обсуждениях, ответы, мини-тесты). Практические\/лабораторные работы. Промежуточные тесты . Рубежный контроль. Итоговый экзамен или зачет. Оценка «Отлично» выставляется студенту, который демонстрирует глубокие знания учебного материала, умение применять их на практике, самостоятельность в мышлении и высокую степень аналитических навыков. Студент полностью и без ошибок выполняет все задания, проявляет инициативу, аргументированно отстаивает свою точку зрения, демонстрирует творческий подход и способность к самостоятельному исследованию. Оценка «Хорошо» выставляется студенту, который демонстрирует прочные знания учебного материала и умеет применять их в стандартных ситуациях. Допускаются незначительные ошибки, которые не искажают общего понимания темы. Студент проявляет способность к анализу, аргументирует свои ответы, выполняет большинство заданий самостоятельно, но иногда нуждается в уточнениях или дополнительной помощи Оценка «Удовлетворительно» выставляется студенту, который усвоил основные положения учебного материала, но имеет фрагментарные знания и затрудняется применять их на практике. Допускаются ошибки и недочёты, влияющие на полноту и глубину ответа. Студент выполняет задания частично, нуждается в постоянных уточнениях и поддержке преподавателя. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил учебный материал и не демонстрирует необходимых знаний и навыков. Ответы отсутствуют или носят поверхностный, фрагментарный характер. Задания не выполняются или выполнены с грубыми ошибками, не позволяющими достичь минимальных требований к результатам обучения.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в технологии беспроводной связи. Основные принципы, классификация, спектры, стандарты.
  • Эволюция беспроводных технологий (2G → 5G → 6G). Сравнительный анализ поколений мобильной связи.
  • Архитектура и принципы работы сетей 4G и 5G. Основные компоненты, протоколы, базовые станции, ядро сети.
  • Технология FWA (Fixed Wireless Access). Концепция, применение, сравнение с проводным ШПД, примеры (5G FWA).
  • Технологии LPWAN (Low Power Wide Area Network). Сравнение LoRaWAN, Sigfox, NB-IoT.
  • LoRa и LoRaWAN: принципы и архитектура. Частоты, структура сети, шлюзы, управление устройствами.
  • Протоколы IoT и взаимодействие устройств. MQTT, CoAP, HTTP, архитектура IoT-систем.
  • Сенсорные сети и сбор данных для IoT. Устройства, контроллеры, энергосбережение, безопасность.
  • NB-IoT и LTE-M как стандарты IoT в сетях операторов. Отличия, преимущества, внедрение.
  • Беспроводные технологии ближнего действия. Wi-Fi, Bluetooth, ZigBee, NFC, RFID.
  • Спутниковая связь и её роль в IoT и FWA. LEO-системы, Iridium, Starlink, OneWeb.
  • Безопасность в беспроводных сетях. Методы шифрования, аутентификация, защита IoT-устройств.
  • Планирование и оптимизация беспроводных сетей. Радиопланирование, интерференция, QoS.
  • Современные тренды: 6G, Massive IoT, умные города. Новые стандарты, концепции, применение.
  • Перспективы и применение беспроводных технологий в Казахстане. Национальные проекты, локальные решения, развитие инфраструктуры.
Основная литература
  • Раппапорт Т. С. Беспроводная связь: принципы и практика — М.: Вильямс, 2021.
  • Холмс М. 5G. Технологии мобильной связи нового поколения — М.: ДМК Пресс, 2022.
  • Лауренс Харт, Жан-Франсуа Куто. Интернет вещей (IoT): архитектура и протоколы — М.: ДМК Пресс, 2021.
  • Фарук О. Сети LPWAN: LoRa, LoRaWAN и другие технологии IoT — СПб.: БХВ-Петербург, 2022.
  • Andrews, J. G., Buzzi, S., Choi, W., et al. What Will 5G Be? — IEEE Journal on Selected Areas in Communications, 2014.
Дополнительная литература
  • LoRa Alliance. LoRaWAN Specification 1.1 — LoRa Alliance Technical Document, 2021.
  • Fong, B., & Hui, R. Broadband Wireless Access and Local Networks: Mobile WiMAX and Beyond — Wiley, 2020.
  • Misra, S., Maheswar, R., & Assi, C. Guide to Wireless Sensor Networks — Springer, 2020.
  • Chen, S. & Zhao, J. The Requirements, Challenges, and Technologies for 5G of Terrestrial Mobile Telecommunication — IEEE Communications Magazine, 2021.
  • Goldsmith, A. Wireless Communications — Cambridge University Press, 2020.