Линейные системы автоматического регулирования

Кадыролдина Альбина Талапжановна

Портфолио преподавателя

Описание: Данная дисциплина изучает основы теории автоматического регулирования, включая классификацию и математическое описание основных типов линейных систем автоматического регулирования (САР). Рассматриваются методы анализа и проектирования таких систем. Предназначена для формирования у обучающихся фундаментальных знаний в области теории управления, необходимых для разработки, исследования и применения систем автоматического регулирования в профессиональной деятельности.

Количество кредитов: 8

Пререквизиты:

  • Элементы и устройства автоматики

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы 15
СРОП 45
СРО 120
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка квалифицированного бакалавра, понимающего роль и значение автоматизации процессов управления техническими устройствами, знающего теоретические основы автоматического управления и умеющего выполнять расчёты линейных САР и управления техническими устройствами с широким использованием средств современной вычислительной техники.
Задача
  • Обеспечение бакалавра по специальности глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом в области проектирования и эксплуатации линейных САР.
Результат обучения: знание и понимание
  • основы теории линейных систем управления и методы их математического описания, основы расчета САР и управления линейными системами автоматического регулирования.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Способность применять специальные знания и понимания в области автоматизации в комплексной инженерной деятельности на основе целостной системы научных знаний.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, осознавать перспективность интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, демонстрируя навыки руководства отдельными группами исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, анализировать существующую и разрабатывать самостоятельно техническую документацию; четко излагать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа 1 0-100
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
2  рейтинг Практическая работа 5 0-100
Практическая работа 6
Практическая работа 7
Практическая работа 8
Практическая работа 9
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Основные понятия и определения ЛСАР
  • Структурная схема
  • Дифференциальные уравнения линейных САР и операторная форма записи
  • Динамические характеристики САР
  • Частотные характеристики, расширенные характеристики
  • Типовые динамические звенья и их характеристики: усилительное, дифференцирующее, интегрирующее звено
  • Типовые динамические звенья и их характеристики: апериодическое звено 1-го порядка, колебательное звено, звено запаздывания
  • Устойчивость линейных непрерывных систем
  • Устойчивость линейных непрерывных систем
  • Запас устойчивости системы по модулю и фазе
  • Анализ качества регулирования по переходному процессу
  • Корневые оценки качества САР
  • Анализ качества по амплитудной и по вещественной частотной характеристике
  • Построение переходного процесса методом трапеций
Основная литература
  • Бесекерский В. А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования, издание третье, исправленное. М: Издательский центр «Академия», 2011.
  • Егоров К.В. Основы теории автоматического регулирования, учебное пособие для вузов, изд. 2-е, перераб. и доп., - М.: "Энергия", 1997. - 648с., ил.
  • Зайцев Г. Ф. Теория автоматического управления и регулирования.— 2-е изд., перераб. и доп. Киев, Издательство Выща школа Головное издательство, 2012.
Дополнительная литература
  • Ким Д.П. Теория автоматического управления. Т1. Линейные системы.М.: Физматлит, 2014.
  • Алонцева Д.Л. Методические указания к выполнению практических занятий. Линейные системы автоматического регулирования. ВКГТУ, Усть-Каменогорск, 2011.